Дымковская игрушка

Зоя Пенкина: я свой век никому не отдам...

12.02.1997 г. — «Вятский наблюдатель» (источник)


Знаменитой дымковской мастерице - 100 лет

«ВН»: ПЕНКИНА Зоя Васильевна родилась 25.02.1897 в д.Тихоны близ Уржума в крестьянской семье. С 1913 жила в Вятке. В 1918 вышла замуж за рабочего ж/д В. Пенкина. В 1934-35 начала учиться лепке и росписи дымковской игрушки у своей золовки Е.Пенкиной и художника А.Деньшина. 1967 - член СХ СССР, лауреат Гос-I премии РСФСР им. Репина. Умерла в 1988. Похоронена на Ново-Макарьевском кладбище.


Без малого сто лет прожила на свете Зоя Васильевна Пенкина, человек удивительного душевного богатства. Почти все эти годы она щедро раздаривала свой талант, с упоением, удовольствием и радостью «играя» в глиняные расписные игрушки. Мне посчастливилось много раз видеть рождение игрушек Пенкиной. Обычно при обозначении этого творческого процесса мы применяем другие слова: лепить, создавать, воплощать замысел. Но о творчестве этой мастерицы эти слова не подходят. Потому что у нее всякий раз - это именно рождение образа, о котором она знала все. И тут же, когда ее руки мяли и ласкали глину, она об этом образе весело, как о живом, все рассказывала: кто он, откуда пришел, каким характером обладает.

Она, создавая героя, сама первая играла с ним, как мы играем в детстве с любимыми игрушками, наделяя их чертами живых существ. Потому все ее персонажи наделены живыми чертами, каждый действует согласно своему положению, характеру, имени. Потому, наверное, и материал, из которого она творила свои игрушки, был удивительно послушен ей, она владела им легко и свободно, как будто играючи.

Это ремесло освоила Зоя Пенкина уже взрослым человеком, когда вышла замуж за жителя слободы Дымково Василия и оказалась в семье потомственных мастериц Пенкиных. Но в те годы процветало в слободе гипсовое производство, глиняная игрушка же не кормила семьи. И только неугомонный Алеша Деньшин верил, что придет час, когда возродится вятская игрушка, вернутся в промысел старые мастерицы, а их дочери, снохи и внучки освоят древнее ремесло и разнесут славу вятских умельцев по всему свету. Зоя Пенкина стала одной из первых учениц Алексея Деньшина. Она взяла от него то, без чего не может существовать настоящее искусство, и то, что оказалось близким ее веселому характеру: увлеченность делом, самозабвение в творчестве, неугомонность фантазии. И еще один совет, а вернее, завет, которому следовала все годы творчества: «Придумывайте что-нибудь свое!»


Собеседницы

А придумывать она была мастерицей... Вот её герои. Баба Яга в ступе с помелом, Дядька Черномор с тридцатью тремя витязями, Хозяйка Медной горы с Данилой-мастером в пещере каменной, "Пушки с пристани палят", "Белка песенки поет, да орешки все грызет", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-лягушка в цветущем болоте, Мужичок с ноготок в больших рукавицах, Дюймовочка. Тут же Иван-крестьянский сын, Стенька Разин с дружиной, "Лебедь белая плывет", Жар-птица с хвостом, от красоты которого замирает сердце, катится по земле Колобок, цыгане, кибитки, русские люди, татары и марийцы, базары, ярмарки, карусели, охоты на волков и медведей, старики и старушки, собачки, кошки, мышки. И совсем трудно представить, что из обыкновенной гончарной глины в традиционном промысле, где свои жесткие, веками отработанные законы, она вылепила лешего и водяного, ящерок и лягушек, ежиков и рукавичку-теремок со всеми его обитателями. И все это живет у нее не в одиночестве, а окружено или многочисленным семейством, или друзьями и помощниками.

Любимым ее писателем был Александр Сергеевич Пушкин. Она с уважением всегда называла его полным именем. Особенно неисчерпаемыми для ее фантазии были сказки великого поэта: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и работнике его Балде". Она читала их и постранично лепила не только каждого героя, но и развивала в своих композициях все сказочное действие. Она первая и единственная до сих пор мастерица в дымковском промысле, которая создала сотни фигур и сюжетных композиций на одну сказочную тему. Жаль, что они частями разошлись по отдельным музеям и частным собраниям, и невозможно сегодня собрать их воедино, чтобы целиком полюбоваться фантазией Зои Пенкиной и ее прочтением любимого поэта.

Но, если бы мастерица ничего этого не создала, а только вылепила одну-единственную игрушку - "Многодетную мать", имя её вошло бы в историю промысла. Крупная дородная женщина в красивом русском наряде окружена множеством детей, больших и маленьких, и совсем только родившихся, которых она держит на руках. Судьбы многих русских женщин, испытавших тяжести и радости больших семей видятся в этой композиции Зои Пенкиной. Игрушка излучает столько света, в ней такое богатство красок - белых, синих, оранжевых, желтых, розовых, красных, такие веселые и задорные лица детей, так они по-праздничному одеты, как будто идут запечатлеться навечно, фотографу. Я видела много композиций мастерицы на эту тему в музеях и у коллекционеров. Многие из нас заказывали ей тогда эту игрушку как своеобразную визитную кар точку автора. Но она ни однажды не повторилась. Все её "Многодетные матери" различны, как различны судьбы людей.

Из своего искусства Зоя Пенкина секрета не делала. И какое это было для промысла счастье, что именно она да Евдокия Кошкина, тоже знаменитая мастерица, встретили в 1958 году пришедших попробовать свое счастье девушек, среди которых оказались известные сейчас мастерицы Лидия Фалалеева, Надежда Трухина, Нина Борнякова, Валентина Племянникова, Галина Баранова. Все они помнят и сейчас первую встречу с Зоей Васильевной: "Я запомнила ее руки ч такие живые. Может, поэтому сейчас и мастерицей стала", "Она на экзамене влюбила в себя, а потом в игрушку". И все вспоминают душевное тепло Зои Пенкиной, её материнское отношение, которое успокоило на экзамене и помогло одолеть робость и неверие в себя.

Они и сейчас помнят ее завет: "Работать надо играючи, улыбаться, тогда получится". Так она работала и сама не одно десятилетие.


Генриэтта КИСЕЛЕВА,
заслуженный работник культуры России


Рекомендуем

Хохломская роспись
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 6-8 лет.