Дымковская игрушка

Образы людей в игрушках

Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках. В группе самых крупных фигурок больше всего нянек-кормилиц с детьми. Статные, в белоснежных кофтах, широких юбках, передниках с лепными оборками, в кокошниках разных форм или шляпках, с уложенными в прическу волосами, они отличаются какой-то особой аккуратностью. Варианты композиций здесь достаточно разнообразны: один или двое малышей на руках няни; один - на одной руке, а другой идет рядом, держась за вторую руку. Ранее в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах — кокошниках, они же со временем обновлялись в образах воспитательниц в детском саду, учительниц, колхозниц, модниц и т.д. У них, как и у более ранних таких изделий, похожие шарики-головки, но лепка, а особенно роспись - уже иные. В лепке ощутима та "ступка" - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки. Этот универсальный прием в дымковском промысле, в отличие от многих других производств, приобрел свои особенности. Здесь ступка - приземистая и широкая в основании. В начале лепки она действительно похожа на колокол. Однако каждая мастерица могла варьировать крутизну, глубину, высоту ступки, внося тем самым свои нюансы в облик персонажа. По-разному обрабатывалась и внутренность ступки: у одних авторов она - в виде полусферы-купола, у других - в виде уходящего вглубь пологого конуса. К ступке прилеплялась шарик-головка, а потом - согнутые калачиком руки, детали одежды и всей композиции. Бугорок носа едва выступал на плоском лице, что придавало всем дымковским игрушкам свою неповторимую особенность. Женские фигурки различались не только сюжетами, типажом, но и размерами, характером и набором деталей, степенью сложности. Как правило, женские персонажи изображены на прогулке или за беседой, в нарядной одежде: платья гладкие или с рядами лепных воланов, кофты в талию, с воротниками-шалями и пышными рукавами, широкие, округлые или граненые, передающие складки, юбки, капоры и шляпки с полями разных фасонов, зонтики и ридикюли. Каждая фигурка барышни индивидуальна и в одежде, и в образной характеристике.

В отличие от многих крестьянских центров, в Дымково каждую, а особенно дорогостоящую фигурку тщательно отделывали со всех сторон. Центр тяжести располагали таким образом, чтобы создать впечатление женского торса, движения складок пышной юбки. Это красота и изящество фигуры с тонкой талией, подчеркнутой такой юбкой, во многих игрушках переданы с удивительным мастерством. На мужчинах - цилиндры и длинные пальто. Все эти предметы одежды - варианты подлинного костюма 1850-1890-х годов. Правда, столичная мода всегда с опозданием достигала провинции и подвергалась местной интерпретации. Так, в одежде "гуляющих кавалеров" оригинально воплотились типичные для мужского костюма 1860-х годов сюртук, вестон и цилиндр. Иногда барыни изображены в костюмах, характерных для середины XIX века. Одна из сюжетных разновидностей больших игрушек - барышни "на ножках" - довольно распространенный образ в старой дымковской пластике, В несколько укороченный, по сравнению с барынями, купол колокола-ступки изнутри прилепляли столбообразные ножки. Их укрепляли на небольшом круглом основании и ставили параллельно, носками внутрь. Вместе с устойчивостью этот прием передавал и юношескую неуклюжесть. Современные женские фигурки отличаются выразительными деталями: нарядные прически, роскошные головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и др. характерные детали. В дымковской игрушке с фигурками людей есть игрушки -свистульки двух видов (информация на предыдущей странице), миниатюрные изделия, а есть и различны жанровые сценки, хороводы, и другие скульптурные композиции. Из мужских персонажей в игрушках большого размера выделяется всадник на коне. Уже в ранних произведениях предстает тот образ, который впоследствии будут повторять многие мастерицы. В отличие от барынь и кормилиц для всадника главный ракурс - в профиль (как для большинства игрушек, включающих животных). Лик коня в профиль подчеркивает выгнутую шею, высоко вскинутую голову, изящные тонкие ноги, шикарный хвост. Всадник с конем – подлинное воплощение удальства и горделивости.