Дымковская игрушка

Особенности лепки

Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная. в этом разделе будут даны лишь общие рекомендации. которые могут быть полезны для начинающих.

Для лепки используются следующие инструменты и материалы: стеки, синтетические кисточки, карандаш, ластик, емкость для воды, тряпка влажная и сухая, губка, дощечка деревянная, гуашь или темпера, клей ПВА, белая водоэмульсионная краска, золотая фольга.

Подготовленная глина после вымешивания и разминания для лепки не должна липнуть к рукам и инструменту, но в нее легко должен проникать палец. Глина по составу и свойствам может быть разной. Хорошей считается глина, имеющая среднюю жирность. Из жирной глины (с содержанием песка менее 5%) удобно лепить, т.к. она обладает высокой пластичностью, но изделия из нее при сушке и обжиге сильно деформируются. Из тощей глины (с включением песка до 30%), более шершавой на ощупь, изделия формуются хуже, но обладают огнеупорностью. Простой способ проверки качества глины - скатать жгутик и согнуть его в бублик. если глина трескается при этом, то в ней недостаточно воды или большое содержание песка. При небольшом количестве трещин глина пригодна к лепке. В противном случае, лучше воспользоваться готовой глиной для лепки, продаваемой в брикетах. Только опыт работы с разновидностями природной глины научит распознавать ее качество. Хранится глина всегда должна во влажном состоянии и чем дольше она вылеживается, тем лучше ее качество. Основные приемы лепки и последовательность выполнения изделий представлена в виде постатейных иллюстраций во многочисленных наглядных пособиях, репродукциях. Хорошо иметь перед глазами собственно оригинальную дымковскую игрушку. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали накладывают и скрепляют с основной формой.

Методы лепки:
  1. Вытяжка. Основной кусок глины формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.
  2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.
  3. Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.
Особенности лепки персонажей дымковской игрушки

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путем обминания комка глины вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции. Вместе с головкой лепится маленький шарик— бугорок носа, едва выступающий на довольно плоском лице, но придающий всем дымковским игрушкам характерную особенность.

Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху "колбаскам", немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов.

Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных — четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей.

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись.

1. Грунтовка. Раньше мастерицы в Дымково покрывали игрушки известью, разве денной на молоке, что придавало им кроме белизны еще и водостойкость. В современных условиях для побелки используется белая водоэмульсионная краска с добавлением мела. Для достижения особой белизны последний слой можно выполнить белой темперой.

2. Роспись. Исторически краску для росписи дымки получали путем смешивания природных и анилиновых красителей с яичным белком. В настоящее время в качестве пигмента лучше всего использовать синтетическую (поливинилацетатную) темперу, так же разведенную на яичном белке. Применение последнего гарантирует влагостойкость росписи.



Рекомендуем

Дымковская игрушка.
Наглядно-дидактическое пособие. Для детей 3-7 лет
Лепка из глины в домашних условиях