Дымковская игрушка

Игрушки-свистульки


Козёл и баран

Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. В музейных собраниях сохранились изделия разных мастериц, представляющие собой достаточно похожие серии. Особенности почерка разных авторов проявляются частично в пластике — по длине морды коня, свистка-конуса, изгибу рогов коровы или барана, а в большей степени в деталях росписи — очертания глаз, особенности цветовой гаммы в росписи. Среди свистулек количественно преобладают фигурки уточек и уток-"крылаток".

Много среди свистулек, особенно выразительных в дымковской игрушке, фигурок коней — одноглавых или двуглавых. Они по своему пластическому решению — уникальные образцы среди глиняных игрушек всех известных центров, в их совершенном силуэте удивительно соединяются реальные и фантастические черты. У разнообразных свистулек (всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны, фигурки военных и т.д.) лепят более тщательно только верхнюю переднюю часть фигуры. Во всех этих наивных и красочных образах воплощены присущие русскому народу черты — простодушие, удаль, оптимизм и склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности.

Человеческие образы в дымковской игрушке-свистульке представлены лишь в двух разновидностях — это всадник на одноглавом либо двуглавом коне, а также "гуляющий кавалер". Эти образы из числа наиболее самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но, если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то "гуляющий кавалер" и появившаяся позднее аналогичная "гуляющая дама" — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки сравнительно позднего происхождения были любимыми образами мастериц и каждая из них вносила свою лепту в пополнение многообразия вариаций этих образов. Варьировалось положение рук, цвет одежды (у всадников, и непременно с эполетами), узоры, высота и форма шляпы. Яркое и выразительное образное решение этих свистулек расширяло коллекцию дымковских игрушек и привносило новые черты. Например, наличие свистка у "гуляющего кавалера" удлиняет фигуру, придает ей устойчивость, а небольшой наклон назад создает впечатление мерного движения и барской важности персонажа. У свистульки-всадника — выдержан одинаковый рисунок глаз и у коня и человека (со зрачками и бровями), что позволяет воспринимать их как единое целое. Возможно именно эти фигурки в народе пользовались большей популярностью во время майского народного праздника "свистунья" (прежнее название — «свистопляска»), когда по всей округе раздавались трели и свист ярких, веселых глиняных свистулек, которых в качестве товара к ярмарке грудами готовили дымковские мастерицы. Эта игрушка отличается особым стилем и колоритом, она красочна и богата деталями, всяческими украшениями, отличается теплотой и естественностью форм.Примечательно, что за исключением всадника-свистульки и "гуляющего кавалера" человеческие фигурки в Дымково никогда свистульками не были. в отличие от большинства крестьянских центров игрушечного производства средней России. Объяснить это можно тем, что в пригородной слободе Дымково больше, чем в других местах, следовали моде и ориентировались на достижения фарфоровой пластики. Даже побелка дымковских игрушек перед росписью, явно имитировала белизну фарфора. Надо сказать, что влияние фарфорового производства сказалось почти повсеместно и отразилось на изменении функции игрушки, ставшей не столько забавой, сколько украшением подоконников, комодов и горок с посудой. Фигурки нередко стояли на подставках-основаниях, подобно фарфоровым статуэткам, представляя собой декоративную скульптуру. Менялись и сюжеты: внимание народных мастеров привлекали многофигурные сложным жанровые композиции на темы городской жизни с элементами архитектуры (домики, карусели) и пейзажа. Жанровые сценки отображали мир господ и мир простолюдин. Некоторые типичные композиции даже имеют прямые аналогии в фарфоровой скульптуре XIX века: охотник в лодке с собакой, барыни с собачками, водоноска. А сюжет "Женщина доит корову" известен в гжельской майолике еще с конца XVIII века.



Галерея АЗЪГОЛЬДЪ