Дымковская игрушка

Из жизни «Дымки»

21.12.2010 г. — «Вятский край» (источник)

О том, что в Кирове будет новый музей истории дымковской игрушки, мы уже сообщали. А недавно побывали там, где должны появиться обновленные экспозиции в многоуровневых современных витринах. И знаете, кого встретили? Виктора Харлова!


художник Виктор Харлов

С кистью у руках народный художник России, член корреспондент Академии художеств, лауреат Государственной премии трудится на благо будущего музея, подновляя свою же роспись, выполненную еще в 1982 году. Вот она, живая картина вечно живого народного промысла, — разлилась дымковская старица, слобода Дымково, как вятская Венеция, загляделась в спокойное течение вешних вод. Как столпы жанра держат архитектуру картины выписанные в полный рост классики «дымки» Анна Мезрина, Елизавета Кошкина, Елизавета Пенкина, Ольга Коновалова, Екатерина Косс-Деньшина, Зоя Пенкина, Евдокия Кошкина. Следующее за ними поколение мастериц вплывает павами, с коромыслами на плечах.


— Пенкина-то какая стройняшечка, — заметила искусствовед дымковского промысла Надежда Николаевна Менчикова и тут же поинтересовалась: — А Докину узнаете?

На всякий случай мы кивнули, но в свой черед спросили:

— А у колодца что за мужчины стоят?

— Художники, они всегда промыслу помогали, — ответила Надежда Николаевна, предоставляя право назвать всех поименно автору этой удивительно поэтичной и в то же время потрясающе точной картины.

— В шляпе Деньшин, рядом Кошкин, чернобородый — это Колчанов Аркадий Михайлович, а спиной, кажется, Пименов Николай, — не выпуская из рук кисти, включился в разговор Виктор Харлов.

— А с лошадью кто?

— Я! — рассмеялся Виктор и, принимаясь опять за работу, добавил: — Не обессудьте — дела. А то с одной стенкой вожусь столько времени, что другому бы на все четыре хватило.

И все таки еще от одного вопроса мы не удержались. Потому что интересно: вдруг да приходилось художнику вписывать мастериц из новых поколений в пространство картины, которой почти тридцать лет...

Дымковская игрушка

— Да нет, — сказал Виктор. — Это легенды из времен Третьяковки советского периода, что Налбандян или кто-то другой одного персонажа дописывал, а другого убирал в зависимости от обстановки. И тогда такого не было, и сейчас нет. Просто картину — вжик — и в запасники...

За роспись Виктора Харлова на темы дымковского промысла можно быть спокойным — её и со стеной не уберут. Потому что искусство вечно, да и испытание временем ему только на пользу. Назначение помещения, которое эта работа мастера украшает, за тридцать лет не раз менялось: были здесь и актовый зал, впоследствии разгороженный на ячейки, и магазин дымковской игрушки, освободивший теперь место под музей. А запечатленная Виктором Харловым слобода Дымково в пору весеннего разлива все так же актуальна, органична и поэтична. И, кажется, располагает к тому, чтобы помечтать о будущем, не таком уж далеком. Вот и Надежда Николаевна говорит:

— Здесь будут подсветочки, многоуровневые витрины. Можно будет проводить мини-выставки работ мастериц, которые из-за недостатка площадей не выставлялись в помещении, где музейная экспозиция пока еще располагается. И расширяться можно будет, если появится доход, — мы же должны думать о дополнительных источниках...

Новый музей дымковской игрушки в марте будущего года откроется на четвертом этаже дома на улице Свободы, 67, который вот уже тридцать лет обживают дымковские мастерицы, объединившиеся в “Союз художников России — Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В этом же здании, только на первом этаже, и старый музей истории дымковской игрушки. Кто же откажется побывать сразу и в будущем, и в прошлом? Тем более что машина времени — лифт — уже подана...

Две небольшие комнаты, стены которых закрыты высокими шкафами, — вот и все пространство старого музея. В шкафах этих наше все — и постоянно действующая экспозиция, и фонды, и запасники. Причем попасть в последние легко. Просто открывается дверка нижней антресоли — и вот она, глазированная «дымка», о необходимости которой все время говорили большевики, помышляя о пользе продукта и бесконечном запасе его прочности. Косс-Деньшина по просьбе Кошкина ездила в Гжель за опытом, добросовестно ему следовала, но традиция вятского промысла устояла. И знаете почему? Потому что «дымка», переехавшая из Дымкова, сумела не просто прижиться в городской среде, приладиться к современной жизни, но и смогла впитать из этой самой среды и жизни все, что не противоречило народной традиции, обогащало её. Вот, например, катание на лодках, традиционный дымковский сюжет. Но в лодках не всегда барыни с кавалерами, а иной раз и дед Мазай с зайцами, а то и Стенька Разин с ватагой.

А традиционный Олень — Золотые рога? Им же кто-то управлять должен. Так почему бы этот кто-то не был явлен в образе чукчи, приехавшего на вятскую ярмарку. А это что за люди в скафандрах? Вы еще спрашиваете! Космонавты, разумеется. ХХI век на дворе, люди в космос, как в командировку, летают, а то и просто в турпоездку...

Впрочем, насчет ХХI века — это мы вперед забежали. Экспозиция дымковской игрушки, представленная в небольшом музее на первом этаже, почти тридцать лет не обновлялась. И все здесь так, как тогда, в начале восьмидесятых, когда музей истории дымковского промысла только-только затевался. Ну или почти так. Потому что за свои без малого тридцать лет он не раз переезжал с этажа на этаж, что-то после этих переездов утрачивалось, менялось местами. Но то, что начало этой экспозиции положили работы середины 50-х годов прошлого века, бесспорно. А это, согласитесь, история.

Люди, творившие эту историю, мастерицы старшего поколения, запечатлены на фотографиях и рисунках, живописных портретах и в скульптурных композициях, что компактно рассредоточены в музейном пространстве, ограниченном двумя комнатами. А есть еще афиши, плакаты и другие свидетельства славы вятских мастериц. Но самое главное, есть великое множество игрушек, хранящихся не только в фондах областного краеведческого музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, но и в музее истории дымковской игрушки, что расположен пока на первом этаже дома на улице Свободы, 67. Готовясь к переезду на четвертый этаж, он все еще работает, ждет своих посетителей, которые, как школьники из немецкого города Бремена, напишут благодарно: «Здесь море красок и фантазии, очень спасибо!»


Николай ПЕРЕСТОРОНИН