Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть II

В конце 1970-х годов в городе Кирове, а потом Ленинграде и Москве состоялись выставки, на которых были показаны работы пятнадцати дымковских мастериц, пришедших в промысел во второй половине 1950-х годов. Эти выставки подводили итог их двадцатилетнему пути в искусстве. Выставки показали, что в игрушке работает интересное молодое поколение, с которым началась принципиально новая эпоха в истории промысла. Они уже не были связаны никакими узами с потомственными местными династиями мастериц, и все пришли в традиционное искусство со стороны.

Люди разных возрастов, жизненного и трудового опыта, социального происхождения, уроженцы разных местностей, не говоря об образовании и пристрастиях в искусстве, они сегодня являются наследниками и продолжателями традиций старинного дымковского мастерства, определяют творческое лицо промысла, которому преданно и верно служат уже более двадцати пяти лет.

Путь, пройденный каждой из пятнадцати мастериц за эти годы, был не прям и не легок. Начинался он около старейших - О. И. Коноваловой, 3. Ф. Безденежных, Л. Н. Никулиной, Е. 3. Кошкиной, 3. В. Пенкиной, Е. И. Косс-Деньшиной. Они учили их, по очереди сменяя друг друга. Такой метод применялся специально, чтобы молодые не просто подражали кому-то одному, но, восприняв от каждой наиболее близкое себе, постепенно вырабатывали собственный почерк в дымковском искусстве. От 3. В. Пенкиной многие взяли сюжетное разнообразие и интерес к групповым композициям-наборам, от О. И. Коноваловой - лиризм образов и любовь к изображению животных, от 3. Ф. Безденежных и Е. 3. Кошкиной - аккуратность и тщательность работы над пластикой и росписью каждой фигурки, от Л. Н. Никулиной - миниатюрность форм и изящество персонажей, от Е. И. Косе - особенное внимание к росписи, гармонии колорита. Именно поэтому современные мастерицы называют своими учителями троих-четверых человек. Существенно, что ни одни из них творчески не довлел над молодым мастером, а иногда в работах последнего ощущается обращение к традициям тех, у кого он непосредственно не учился. Вместе с тем метод наглядного обучения у старшего поколения, сложившийся в дымковской игрушке еще в прошлом, передача навыков мастерства «из рук в руки» исторически оправдал себя и продолжает надежно служить и сегодня.

Не все пришедшие вместе с пятнадцатью мастерицами в дымковскую игрушку выдержали испытание трудностями творческого пути. Немало имен, встречавшихся на выставках 1960- 1970-х годов, потом исчезло из каталогов, не оставив заметного следа и в местном искусстве. Тому были разные причины: и не оправдавшиеся надежды на «легкий заработок», и творческая несостоятельность, и обстоятельства личной жизни, не позволившие продолжить избранный путь.

В 1960-е годы на выставках обратили на себя внимание темпераментные работы Л.Г.Фокиной. Мастерица смело интерпретировала новые сюжеты в дымковской пластике, по-своему варьировала традиционные композиции. В образах людей был передан выразительный типаж, звери наделены характерами; роспись отличалась сочностью, насыщенностью колористической гаммы. В 1968 году мастерицу приняли в Союз художников СССР.

Переехав в 1969 году в Москву, Фокина долгое время не работала, а потом, вернувшись к игрушке, но оказавшись вне коллектива, утратила своё прежнее мастерство. Для народного искусства особо важное значение имеет та незаметная, но незаменимая повседневная атмосфера общего труда, творческих контактов и поисков, когда находки одних становятся достоянием всех и получают развитие во множестве вариантов, и уже невозможно определить, кто первый придумал это повое. Так проявляется коллективная сущность народного искусства.

Как уже упоминалось в предыдущей главе, самостоятельная творческая деятельность молодых мастериц началась в середине 1960-х годов. Именно к этому времени, по словам Л. С. Фалалеевой, они почувствовали себя более уверенно. Тогда же с участием на крупных художественных выставках пришли первые успехи и находки в трудных поисках нового в игрушке в целом и собственной дороги в пей. Но именно в 1970-е годы их творчество упрочило свои позиции и индивидуальные особенности. А упомянутые выставки позволили оцепить и подытожить определенный период в их творческой деятельности.

Выше отмечалось, что в дымковской игрушке 1960-1970-х годов при общей декоративной направленности заметно развились повествовательность, интерес к сюжетным тематическим композициям, составляющим не только отдельные фигурки, группы, по целые многофигурные наборы. Молодые мастерицы стремились отразить в них новые, современные темы, навеянные жизнью, собственным опытом пли почерпнутые из других видов искусства - сказок, литературных произведений, книжных иллюстраций, мультфильмов. Не всегда им удавалось найти необходимую меру условности пластики и росписи, в некоторых работах отмечались огрубленность и рыхлость лепки, неоправданно крупные размеры фигур (по замечанию одного из исследователей глиняной игрушки, «слоновая болезнь»). Не все мастерицы понимали, что механическое увеличение размеров фигур обезличивает пластику, лишает ее скульптурных качеств.

Некоторые неумело обращались с красками, прибегая к излишне пестрым или резким сочетаниям.

Самым сложным для молодых было, да по существу, остается и сегодня, постижение традиционных канонов дымковского искусства -условных приемов лепки и росписи, которые трудно определяются словами и не менее трудны в тонких проявлениях того «чуть-чуть», что отличает ремесленную поделку от произведения искусства. Желание сделать «как в жизни», под влиянием непосредственного чувства, без необходимого отбора выразительных средств приводило к нарушению традиционной формы, что неминуемо лишало работу профессиональных качеств и превращало в неумелую самоделку. Современным молодым женщинам, обратившимся к дымковскому мастерству не в детстве, как было прежде, а в зрелом возрасте, не просто было усвоить и постичь тайны своеобразного ремесла и тем более искусства с его особыми законами. Рядом с ними не было такого наставника, каким в свое время был для старших А. И. Деньшин. И хотя М. М. Кошкин заботливо и внимательно относился к нуждам мастериц, он не мог решать сугубо профессиональные проблемы дымковского искусства.



Рекомендуем

Городецкая роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет