Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть III

В овладении профессиональными навыками, наследием прошлого молодым мастерицам много помогали сотрудники кировских музеев, художественного и краеведческого, богатые коллекции которых дают прекрасную возможность изучать игрушки всех предшествующих поколений.

Анализ творчества каждой из пятнадцати мастериц - дело будущего. Их путь в искусстве еще не завершен, большинство плодотворно работает и сегодня, и им предстоит создать еще немало новых интересных произведений. К тому же их игрушки нелегко собрать воедино (музеи еще только начали их приобретать) и сопоставить во временном развитии. Даже прошедшие персональные выставки некоторых мастериц строились на произведениях, созданных специально для них, без ретроспективного показа. Поэтому в отличие от предыдущих глав, где даны монографические очерки, ограничимся здесь анализом общих тенденций развития современного дымковского искусства на примере самого главного в творческом облике молодого поколения.

Т. М. Разина заметила,что мастерицы тяготеют не только к различным сюжетам - традиционным, сказочным, жанровым,- но обладают и разным чутьем глины, тонкостью ее осязания. Одни лучше чувствуют красоту пластического объема, лаконизм скульптурной формы, другие, «еле поспевая за фантазией или словом», лепят подробнее, «рассказывают»; лепка третьих в большей степени - основа для декоративной росписи.

Эти верно замеченные тенденции развития дымковской игрушки разными авторами не всегда проявляются у них в чистом виде. Часто они соединяют повествовательность, поиски новых тем и сюжетов с подчеркнутой декоративностью росписи, самобытного колористического решения. К сожалению, меньше примеров работы над собственно пластической стороной произведений, что гораздо труднее, но было присуще мастерицам прошлого, нередко обладавшим ярким скульптурным даром.

Понимая относительность всякой систематизации, рассмотрим особенности творчества этого поколения мастериц в свете указанных тенденций творческих поисков. Эти тенденции не новы, а существовали в дымковской игрушке всегда. Вспомним живописный дар М. А. Лалетиной, скульптурную выразительность работ Е. А. Кошкиной, органичность пластики и росписи фигурок А. А. Мезриной. Но сегодня в силу большого числа работающих мастериц и как приметы времени эти тенденции выявляются с большей определенностью и становятся направлениями в работе всего коллектива, а не присущими почерку лишь отдельных авторов. Анализ этих направлений позволяет лишний раз подчеркнуть важнейшую особенность народной сущности дымковского искусства, состоящую в диалектическом единстве коллективного и индивидуального в проявлении личных склонностей и авторских манер в недрах общего стиля и канонов местного искусства.

Одна группа мастериц придерживается в творчестве более традиционных тем и формы их воплощения в отдельно стоящих фигурках. Их устремления направлены не столько на выдумку новых сюжетов, сколько на собственную интерпретацию уже найденных, устоявшихся или создание новых образов из этих проверенных временем форм. К числу таких мастеров можно отнести А. В. Калинину, А. П. Печенкину, Е. А. Смирнову.

Все они отдают предпочтение фигуркам барынь, водоносок, всадников, цирковых наездников, коней, оленей, козлов и т. п. Но у каждой есть свои любимые образы, лучше выраженные в пластике и росписи.

А. В. Калинина чаще лепит барынь, наряжая их всякий раз в платья с пышными оборками, воланами, воротниками, в лихо надетые шляпки с цветами и перьями. В руках у них - неизменные сумочки, зонтики. Небольшие пропорциональные фигурки тщательно вылеплены. Плоскость лица па маленьких головках посередине плавно переходит в небольшое возвышение носа, от которого черными линиями наводятся брови с точками глаз. Красные круги румян значительно крупнее точки рта. Роспись строится на мягких светлых оттенках красок - розовых, малиновых, желто-оранжевых, светло-зеленых.

Какой путь пройден мастерицей в работе над этим образом, можно видеть, сравнив ее зрелые произведения с более ранними, в миниатюрности и грациозности которых очевидно влияние одной из ее учительниц - Л. Н. Никулиной.

Тематические композиции Калинина создает из сочетаний привычных образов, подобно другой своей наставнице - Е. 3. Кошкиной. Так родились «Ванюша с конем», «Амазонка», «Вальс», ставшие заметным явлением в ее творчестве. Мастерица неутомимо повторяет их во множестве вариантов - в разных размерах фигур, с изменениями лепных деталей и особенно росписи. Если у «Амазонки» и «Ванюши...» цветовое решение чаще звучное, определенное, сопоставляющее праздничный красный цвет с глубоким зеленым, то вальсирующие пары расписаны в более нежных цветовых оттенках. В их позах, жестах передано естественное движение. При всей традиционной статичности оно сохраняет ощущение парения, легкого скольжения в танце. А соединение в композицию нескольких пар это впечатление усиливает.

А. П. Печенкина по-своему продолжает традиции династии Кошкиных - и в сюжетном плане, и в пластической крепости фигурок. Особенно удаются ей изображения зверей и птиц, а среди них сорок с длинными плоскими хвостами и прижатыми к телу крыльями. В пластике сороки близки образам 3. Ф. Безденежных. Но в росписи мастерица самостоятельна. Округлые формы фигурок подчеркивают ряды цветных горошин, исполненные в определенной гамме.

Композиции Печенкина также строит из традиционных персонажей. Ее «Офицеры на конях» по существу повторяют старинный образ гусара на коне. Соединив две фигурки, мастерица несколько нарушает их фронтальность, повернув головы коней и придав пм настороженно-удивленное выражение. Крепко сидящие на конях гарцующие всадники, упругие легкие позы коней, их роспись в круги и горохи в сочетании с локальной раскраской одежды создают убедительный образ весёлых, лихо скачущих офицеров.



Рекомендуем

Хохломская роспись
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 6-8 лет.