Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц

1970-1980-е годы стали временем дальнейшего углубленного интереса к народному искусству и национальным культурам, причем не только к их историческому прошлому, по и формам современного бытования. Начавшееся в предшествующее десятилетие возрождение многих очагов народного творчества, внимание к мастерам принесли плодотворные результаты. Обострился интерес к разным видам фольклора - песням, танцам, традиционным обрядам, художественным ремеслам. Народное искусство приобретало все более важную роль в современной жизни, становилось олицетворением национальной исторической памяти, единения народа с природой, землей своего края, воплощением неповторимых духовных ценностей. Подъему этой повой волны самосознания народов немало способствовало расширение международных культурных контактов, дальнейшее развитие туризма.

Желание привезти из путешествия вещь, способную напомнить о достопримечательностях или ярких проявлениях местной истории и культуры, привело к огромному повышению спроса на изделия народных художественных промыслов, лучше всего воплощавших функцию сувениров. Эта функция прибавилась к их давней роли самостоятельной ветви советского прикладного искусства, обусловив необходимость расширения производства и увеличения количества выпускаемых массовых изделий. Актуальные проблемы народного искусства нашли отражение в специальном постановлении ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 17 декабря 1974 года, в создании постоянной Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по народным художественным промыслам, призванной оперативно помогать их практической деятельности.

Подтвердив в народных промыслах важную и неотъемлемую часть советской социалистической культуры, которая «активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики», Постановление Центрального Комитета КПСС стало своего рода программой развития народного искусства на ближайшее десятилетие. Эта программа предусматривала конкретные задачи увеличения количества выпускаемых народными промыслами изделий и улучшения условий для творческого роста мастеров, решение сложных вопросов наследования мастерства и организации ученичества, овладения традиционными канонами местного искусства, исследовательскую работу в области народной культуры и широкую популяризацию ее достижений всеми возможными средствами.

«Сувенирный бум» 1970-х годов привел к необходимости создания специальных сувенирных предприятий и фирм, среди которых появились «промыслы-дублеры», подражавшие внешним признакам стиля традиционных видов народного искусства и использовавшие их технологию. В этом плане особенно популярными были хохломская роспись, дымковская игрушка и лаковая миниатюрная живопись.

Обширная и разношерстная практика сувенирного производства, ее соприкосновение с деятельностью народных промыслов в уникальных очагах традиционного искусства потребовали более четкой постановки многих проблем теории народного искусства и современных форм его развития. Они обсуждались на научных конференциях в Академии художеств СССР и других учреждениях Москвы и Ленинграда. Некоторые конференции проходили на материалах больших выставок, позволявших наглядно демонстрировать разные формы и тенденции развития современного народного искусства. Наука о народном искусстве обогатилась не только трудами о его отдельных видах и центрах, но и разработкой актуальных теоретических проблем. Особенно злободневными были проблемы традиций конкретных промыслов, необходимости изучения местного художественного наследия, поскольку с ростом производства и увеличением плана выпуска изделий в промыслы пришло много молодежи, неискушенной в сложных вопросах традиционного мастерства.

Все названные приметы времени имели прямое отношение и к дымковской игрушке, радостное искусство которой снискало огромную популярность и в нашей стране, и за рубежом. Спрос на нее не покрывался предложением. Это вызывало необходимость расширения производства, неоднократных в 1970-е годы наборов новых учениц и все более четкого разделения игрушки па плановую массовую и сверхплановую уникальную, творческую. Массовая игрушка, главным образом небольшие фигурки на традиционные сюжеты, исполнялась по присвоенным ей еще в 1950-е годы номерам, соответствующим степени сложности создания и расценкам для оплаты мастерицам и розничной продажи. После выполнения ежемесячной нормы плана мастерицы могли делать творческие работы для выставок, музеев, по договорам, которые заключали Министерства культуры и Союзы художников с теми, кто способен к подлинному творчеству. Все без исключения игрушки просматривал и принимал художественный совет, созданный еще в 1960 году. Его составляли и возглавляли старейшие и опытные мастерицы.

И по сей день художественный совет является коллективным судьей художественного качества игрушки и ответственным за направление ее развития.

Как и все народные художественные промыслы, мастерские дымковской игрушки - плановое предприятие, что создает неизбежные противоречия между творческими и экономическими задачами. Но в сравнении с другими центрами, находящимися в подчинении у разных ведомств, дымковская игрушка, как и палехская лаковая миниатюра, будучи в системе творческой организации - Художественного фонда РСФСР, обладает лучшими условиями для своего развития. Поэтому при всей сложности положения мастериц, они в 1970-е годы успешно справлялись с работой «на два фронта», выполняя план и участвуя новыми произведениями на многочисленных художественных выставках в нашей стране и за рубежом.