Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть V

Наездники Коноваловой одеждой и особенно небольшой шапочкой с козырьком напоминают жокеев. Творчеству мастерицы вообще свойственно стремление приблизить к жизни традиционные образы. Так ею переосмыслена сценка катанья в лодке. Вместо дамы и кавалера в лодке оказываются то мальчик с собачкой, то особенно полюбившиеся ей «морячки». Отмечая у дымковских мастериц индивидуальные пристрастия к тем или иным сюжетам, И. А. Крюкова писала об интересной композиции Коноваловой, изображающей матросов в лодке: «Художница неоднократно возвращалась к этой теме. Видимо, сюжет особенно нравился ей. Очень выразительна по силуэту группа, в которой два матроса гребут, сидя в шлюпке, а между ними стоит собака, поставив лапы на борт. В композиции группы нет ничего лишнего, и вместе с тем сказано все, что нужно».

Сколько бы пи было вариантов этого сюжета, в любом из них присутствует собачка, маленькая белая, в черных пятнах юркая пустолайка. Этот образ - один из любимых Коноваловой, она пользовалась случаем поместить его среди других персонажей или дать в руки своим мальчикам и девочкам.

Истинная страсть Ольги Ивановны - изображение зверей и птиц - воплотилась во множестве свистулек, отдельных фигурок и композиций на пластинах. То традиционные «уточки-крылатки», бараны, олени, двухголовые коньки, коровы, козлы, то сочиненные ею сороки, поросята, медведи, несущие девочку, сцепки охоты, варианты «сороки-белобоки» и «лисьей свадьбы», «кошка в лукошке, на печке кот со ступой» - варианты этих тем бесчисленны.

Коновалова никогда не увлекалась декоративной лепниной. Скромны, миниатюрны и лаконичны в пластике ее звери и птицы, лишены оборок и налепов индюки. Знание особенностей и повадок животных позволило мастерице создавать их разнообразные «характеры», то ленивые, унылые, трусливые, то задорные, шаловливые, ласковые. Она часто изображала птиц и зверей-детенышей.

Иногда Коноваловой приписывают появление в дымковской игрушке изображения гусей и уток с повернутыми головами. Этот образ был особенно популярен у многих мастериц в 1930-1940-е годы, и сегодня трудно сказать, кто первый его придумал. Но гусь Коноваловой особенно выразителен грациозным движением, нежностью и удивлением, запечатленным в его по-человечески больших глазах.

Несмотря па преклонный возраст, Ольга Ивановна вплоть до 1974 года участвовала в художественных выставках. Даже перестав делать игрушку, она до последних дней жизни не теряла связей с промыслом и его молодежью. Камерные, лирического склада произведения Коноваловой вошли самобытной страницей в историю дымковского искусства.

Если О. И. Коновалова была прямой наследницей искусства дымковской игрушки, то Зоя Васильевна Пенкина и Евдокия Захаровна Кошкина пришли в него, что называется, «со стороны». Личные судьбы привели их в семьи потомственных игрушечниц, известных еще до Октябрьской революции. Атмосфера мастерства, любви к этому занятию, царившая в семьях, помощь и поддержка А. И. Деныпина, заботившегося о развитии дымковской игрушки и приобщении к ней молодежи, наконец, собственное трудолюбие - все это способствовало выбору новой профессии. И при том, что начали они лепить игрушку не с раннего детства, как было принято у дымковчанок, а уже сложившимися взрослыми людьми, обе не только постепенно овладели техникой лепки и росписи, но стали яркими представителями традиционного искусства и выработали в нем свой индивидуальный почерк. И хотя их авторские манеры совершенно разные, обе они усвоили и продолжили какие-тоглавные и существенные особенности мастерства, характерные для их фамильных династий.

Зоя Васильевна Тихонина в 1918 году вышла замуж за рабочего железной дороги Василия Ивановича Пенкина. Его мать Евгения Викторовна и ее пять дочерей лепили и расписывали игрушку еще до Октябрьской революции. Но известной мастерицей среди них была одна из сестер - Елизавета Ивановна Пенкина Она и стала первым учителем молодой невестки. От нее Зоя Васильевна восприняла непосредственность лепки, повествовательность композиций, любовь к новым, нетрадиционным темам, особенно сказочным.

Самостоятельно работать 3. В. Пепкина стала в 1935 году. В 1938 году ей была присуждена премия Министерства просвещения РСФСР за композицию «Охота па волков».

В собраниях Государственного музея этнографии и Кировского художественного музея есть работы 3. В. Пенкиной, выполненные в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Они позволяют понять начало ее творческого, пути. Изображения дам в нарядных платьях и широкополых шляпах, девушки в кокошнике, наездницы па коне, индюка и павлина - эти ранние работы ещё неумелы, в них пет крепости форм, определенности постановки фигур; глина песет следы неуверенных движений руки, нетвердой в приемах лепки. При стремлении передать нарядность одежд персонажей краски росписи имеют грязноватые оттенки. Желание создать в глине определенный образ еще не соответствует возможностям мастерства. Но при этом уже складывается излюбленный типаж и сюжеты, обращают па себя внимание наблюдательность, умение подметить живое движение, передать правдивые позы люден, животных, птиц.