Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть IV

Творчество Коноваловой складывалось в трудный для игрушки период конца 1930-х и 1940-е годы. На нем сказались многие издержки времени: прямолинейно выраженное стремление к правдоподобию, отход от традиционной постановки фигур в фас, увеличение их размеров, необходимость работать по промышленным образцам. Под влиянием последних появились варианты ее кур-пеструшек, напоминающие резиновые игрушки, и композиция «Репка», при всей своей выразительности и наивной прелести повторяющая подобную деревянную игрушку. Но в целом Ольга Ивановна успешно справлялась с этими требованиями, подчиняя их условности дымковского искусства, согревая лиризмом и добротой.

А. И. Деньшин писал о Коноваловой: «Ольга Ивановна медлительна в работе, нерасторопна и в творчестве идет своим особым путем. Она сначала долго обдумывает, что и как лепить, тем выбирает немного, по зато отделывает каждую вещь тщательно, любовно, не торопясь. У нее особая склонность к мелочи, к миниатюре, ее игрушки небольшого размера, оборочки, детали, аксессуары костюмов кукол отличаются тонкостью отделки. Ольга Ивановна имеет склонность к какому-то добродушному юмору: лепит ли она зайчика в лодке, медведя с чаркой вина, танцующую парочку девушек, копя, везущего зайчиху, одетую в шляпу и в костюм, - все это выходит у нее как-то непринужденно, свободно, безо всяких усилий и потуг.

Она вечно что-нибудь придумывает [...] Небольшое количество игрушек, создаваемых Ольгой Ивановной за месяц, с лихвой искупается высоким качеством и мастерством, с которым она их выполняет. Темы игрушек у нее всегда продуманы, лепка изощрена до тонкости, орнамент наложен просто, но в цветовых сочетаниях с большим вкусом и оригинален. Если в некоторых фигурках, например куклах, есть еще отзвук влияния творчества ее матери Анны Афанасьевны, то в сценках Ольга Ивановна неподражаема и вполне самобытна».

1 октября 1956 года семидесятилетняя Коновалова ушла па пенсию и целиком посвятила себя игрушке как мастерица-надомница. 1950-1960-е годы стали временем расцвета ее своеобразного дарования, творческой активности. Именно тогда ею было создано большое количество игрушек, разошедшихся по многим частным и музейным собраниям в пашей стране и за рубежом.

Произведения этого времени уже в полной мере отражают оригинальность авторской манеры мастера. Игрушки Коноваловой прежде всего выделяются миниатюрностью. Независимо от сюжета и композиции, их размеры достигают шести - десяти см максимально - четырнадцати - шестнадцати см высоты. Причем это по преднамеренное обращение к миниатюре, а органически сложившийся, естественный для Коноваловой размер игрушек, удобный для работы уже немолодыми руками, камерный, лиричный, созвучный всему образному строю ее произведений.

Своеобразна и их пластика. Фигурки приземисты, устойчивы, тщательно проработаны. В их объемах преобладаютсмягченные, округлые формы, несколько утяжеленные книзу. Простота и безыскусственность лепки сопровождаются выверенностью приемов, аккуратностью исполнения. Даже двух-трехфигурные композиции компактны, лаконичны и немногословны в деталях. Мастерица предпочитает пластически чистые объемы, сглаженные поверхности, редко прибегает к лепным украшениям.

Не столь уже обширный «ассортимент» игрушек Коноваловой разнообразен вариантами. Меняя сочетания персонажей, лепные детали и атрибуты, цветовое решение, орнаментальный декор, мастерица никогда не повторяется пи в игрушках, сделанных на сюжеты прежних лет во вновь созданных. В этой способности сочинять, находить все новые варианты для тем и композиций устоявшихся, традиционных или новых проявляется истинно народная природа её искусства.

Среди многочисленных всадников, барынь, нянек - «кормилок», водоносок, наездников па козлах, свиньях, гусях, утках чаще всего Коновалова обращается к своему любимому типу игрушки - «куколка па ножках». В неизменных черных туфельках с ремешком, они представляют то молодых барышень, как в экземпляре 1964 года из Государственного Русского музея, то барынь с собачками, то девочек, то водоносок и даже пионерок.

Лепила она и фигурки, стоящие на конусе юбки. Но и в этом традиционном типе дымковской игрушки мастерица создала свой вариант. Его представляет «Барыня с собачкой» (1964). К уже отмеченным особенностям почерка Коноваловой в этой игрушке можно добавить еще один прием в изображении лица: нос обозначен не кружочком, а двумя точками по сторонам лепного бугорка, рот - короткой черточкой. В одних игрушках мастерица писала лица таким способом, в других - сложившимся ранее.

В произведениях Коноваловой 1950-1960-х годов существенно усилились декоративные качества, особенно в росписи. Продолжая сочетать орнаментальную роспись с раскраской, мастерица больше внимания уделяет цветовому решению в целом. Игрушки этого времени стали нарядными, красочными, в них используются насыщенные звучные тона, но предпочтение отдается определенным краскам и цветовым сочетаниям. Это малиново-розовый фуксий, изумрудная зелень, желтая, оранжевая, красная, изысканные сопоставления оттенков лилово-желтого с черным в кругах и кольцах орнамента. Умело используется белый фон, который не довлеет, как прежде, но входит в общее цветовое решение. Овладев палитрой, Коновалова создает произведения, основанные то на цветовых контрастах, то на тональном единстве. Пример такого единства - «Всадник» 1956 года из собрания Музея народного искусства, расписанный в нежных золотисто-желтых оттенках. В этой игрушке обращает на себя внимание орнамент: он не просто украшает поверхность, как было прежде. Движение волнистых вертикальных полос и ряды кружков вторят динамичной позе коня. Орнамент работ Коноваловой состоит из простых и крайне ограниченных по рисунку элементов: это традиционные круги-горошины, клетки, волнистые линии, радужные кольца. Но поражает изобретательность применения их в росписи.