Дымковская игрушка

1930-е годы. Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина - Часть IX

Творческий темперамент и фантазия Е.И. Пенкиной искали выхода не только в скульптурной пластике. В 1940-е годы, вероятно, под влиянием промышленных елочных наборов, она сделала серию небольших плоских фигурок, воспроизводящих некоторые персонажи ее игрушек: профильные изображения белки, зайца, плывущих уточек, коров, свиней, наездников, в фас - Деда-мороза, девочки. Несмотря на сходство с елочными игрушками, они сохраняют особенности дымковской пластики и в то же время напоминают миниатюрные плоские пряники, вылепленные из глины, как из теста. Расписывали их также Е.И. Косе и Л.Н. Никулина. Этот своеобразный эксперимент Е.И. Пенкиной не имел продолжения.

При всей разнице авторских манер z понимания местных традиций, Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное ими в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи,новые сюжеты и композиции.

Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина первые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами.

У Е.А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с пей родственными узами: ее дочь 3.Ф. Безденежных, сноха - Е.3. Кошкина, вторая сноха - Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки.

---

У Е.И. Пенкиной училось четверо: Е.И. Косе, 3.В. Пенкина (жена ее брата), племянница - Л.Н. Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой. Но деятельность этих мастериц относится уже к следующему десятилетию.