Дымковская игрушка

1930-е годы. Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина - Часть VII

Большие размеры этих кукол не влияли на пластические качества и выразительность образа. Сравнение такой няньки с аналогичной маленькой игрушкой, выполненной мастерицей, позволяет убедиться в точном совпадении пластического рисунка фигур с остро торчащим бугорком-носом, в отработанности основных приемов лепки и росписи. Сама мастерица признавалась, что «любит лепить фигурки большого размера - щеголих, наездников».

Однако ей хорошо удавались и игрушки-миниатюры. Указывая на «неистощимый диапазон» творчества Пенкиной, Деньшин отмечал, как она «разнообразна, часто неповторима, изобретательна и остроумна в своей лепке».

Как и все дымковчанки, Пенкина любила лепить зверей. К числу лучших ее работ можно отнести изображения коров и собак. Живые позы этих миниатюр и особенно выражение морд позволяют безошибочно узнать почерк мастерицы. Собачки ее. обычные коротконогие пустолайки, белые или желтые в черных пятнах; малиновые коровы с большими разведенными в стороны рогами,которые точно короной увенчивают их головы, с наивным удивлением па мордах. Такое «дурашливое» выражение придает им характерный рисунок глаз - близко посаженных в виде точек под двумя параллельными полосками бровей и ресниц.

Подобная корова изображена в жанровой сценке «Доярка с коровой» из собрания Кировского художественного музея. В отличие от традиционной композиции, где доярка сидя доит корову, у Пенкиной нарядная доярка идет с ведром, ласково прикасаясь к спине животного. Как и многие работы мастерицы, композиция передает не обычное «движение в покое», по как бы запечатленное действие, не только внешнее, но и внутреннее, обусловленное взаимоотношениями персонажей, их характерами. В этом произведении доминирует звучный малиновый цвет, поддержанный зеленым, желтым и синим, примененными в деталях.

В творчестве Пенкиной много двух-фигурных композиций, где взаимодействуют человек и зверь. Особенно много вариантов их связано с жизнью цирка: наездники и дрессировщики, укротители и скоморохи со львами, зайцами, оленями, петухами, волками. Один из лучших - «Дрессировщик со львом» из собрания Кировского художественного музея. Фигурки как будто застыли перед публикой или позируют фотографу. Остановившееся внешнее движение продолжается в состоянии персонажей, наивной прелести их образов. И если в изображении льва традиционный образ видоизменен лишь в деталях (грива космами, открытая красная пасть), то в человеческой фигурке мастерица все больше отступает от канонов в угоду свободной непосредственности лепки.

Как почти все дымковские мастерицы, Пенкина создала свой образ петуха и индюка. Но в отличие от Е.А. Кошкиной, она не приближала, а отдаляла их от сходства с натурой, усиливала сказочность даже в вариантах, внешне близких прообразу. Индюк Пенкиной массивный, округлый, с гребнем и бородой, напоминающими парики, одетый в пышное одеяние - мантию. Петух обычно изображен в профиль, подчеркивающий характерный рисунок его силуэта. Он также массивен и приземист, на коротких лапах, зубчатая плоскость хвоста заполнена орнаментом в виде кругов и овалов, передающих его нарядное оперение. На спине петуха часто сидит мальчик в островерхом колпаке. Эту любимую Пенкиной композицию повторяла потом и ее ученица Е.И. Косе.

В 1936 году в расцвете своего таланта Пенкина потеряла зрение. Заботами Наркомпроса ее привезли в Москву, сделали операцию по снятию катаракты, и мастерица вскоре вернулась к творчеству. Но с тех пор врачи разрешили ей только лепить игрушки, а раскрашивали их две из ее учениц - Е.И. Косе и Л.Н. Никулина. Поскольку роспись игрушек - дело творческое, а обе ученицы обладали собственным активным почерком, игрушки Е.И. Пенкиной, сделанные, начиная, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с этими двумя мастерицами. Их вклад в дымковское искусство имеет и большое самостоятельное значение.