Дымковская игрушка

1930-е годы. Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина - Часть VI

Развитием той же темы - всадника на коне - можно считать и большие фигуры усатых офицеров па конях в собрании Музея народного искусства, выполненные, вероятно, в это же время. Здесь конь и всадник слиты воедино и позой крепко сидящего в седле седока, и внутренней экспрессией. Глаза коня и офицера как будто прикованы к какому-то предмету впереди, всадник готов ринуться к нему, прервав миг вынужденной остановки. Кукольное лицо франтоватого гусара и очеловеченный взгляд типичного для Пенкиной коня в красных яблоках и мелких росчерках довершают выразительность этих скульптур, по-новому трактующих традиционный сюжет дымковской игрушки.

Своего рода итогом работы мастерицы над образом коня можно считать уникальную композицию «Кобылица с жеребенком», выполненную в 1938 году. Здесь внешнее движение также оправдано образным содержанием. Поворот головы кобылицы к своему детенышу выражает материнскую ласку, заботу. По-детски трогателен взгляд жеребенка - несколько снизу вверх. Сохраняя профильность положения обеих фигур, Пенкина чуть поднимает голову детеныша п поворачивает к нему голову кобылицы. Фигурки оказываются в трехмерном, хотя и ограниченном пространстве. Пластическое воплощение образа обрело более мягкую форму, конь лишен массивности и грубоватости при том, что мастерица проявляет все присущие ей особенности его лепки: и приземистость пропорций, и уши торчком, и хвосты кистями. Характерен орнамент из чередования двухцветных горошин и рисунок гривы черными линиями. Но в «Кобылице с жеребенком» все эти найденные ранее приемы слились воедино в сказочном и одухотворенном образе.

В 1935-1937 годах, как и в творчестве Е. А. Кошкиной, у Е. И. Пенкиной появились фигуры преувеличенных размеров. По заданию Наркомпроса ею была сделана целая серия больших фигур барынь, кормилиц, нарядных крестьянок - до 52 см высотой. Некоторые из них сборные - торс с головой и руками насаживался на вылепленный отдельно колокол юбки. При спорности таких размеров, нарушающих природные возможности материала, эти работы Пенкиной остро выразительны и имеют свой собственный типаж и характер.

Одной из ранних среди подобных работ является «Спорщица», исполненная в 1935 году. Поза женщины, ее упертые в бока руки, лицо с «колючим» выражением глаз и капризно торчащим бугорком-носом создают образ, соответствующий названию этой скульптуры. Однако как и в ряде других работ, Пенкина пытается дать моделированную лепку лица, что нарушает стилистическое единство фигуры.

Многочисленные «Барыни», «Дамы», «Кормилицы» больших размеров, с детьми на руках или с сумочками, зонтиками, в нарядных платьях с рядами воланов по подолу, с оборками, собранными в диагональные складки, с пышными рукавами, в шляпах с полями, украшенными цветами, или в кокошниках, с неизменными кукольными лицами и длинными овальными серьгами, спускающимися па плечи, являют собой особый мир образов в творчество мастерицы, образов надменных, чопорных модниц, чуть ироничных, по не лишенных привлекательности своими нарядами, изяществом силуэтов, элегантностью. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов. Богата и разнообразна цветовая гамма росписи, то контрастная, в чередовании локальных красок, то гармоничная, в палево-розовых нежных оттенках.



Авторские работы, сувениры!