Дымковская игрушка

Возрождение дымковской игрушки в работе А.А. Мезриной

Возросший интерес к народной игрушке и труды Деньшина дали возможность Анне Афанасьевне Мезриной в конце 1910-х - 1930-е годы не только проявить себя в полной мере, но и прославиться. Уже в весьма солидном возрасте она создала огромное количество произведений. В них просматривается явное предпочтение игрушкам укрупненных размеров, которых в дореволюционное время было совсем мало. Ее произведения стали ярче, в росписи появился орнамент. Определенное влияние на творчество А.А.Мезриной оказали рисунки А.И.Деньшина. Было заметно и другое: для нее важнее стало не количество сделанных игрушек, хотя от этого зависел заработок, а их качество. Она создала более восьмидесяти самых разнообразных сюжетов. Ее игрушки стали классикой дымковского искусства, эталоном высокого мастерства. Деньшин считал, что их характеризуют такие качества, как простота, краткость, выразительность и яркость.

Действительно, Мезрина не любила лишних лепных деталей, ее фигурки отличают строгая простота и скульптурная законченность. Даже без росписи они удивляют пластическим мастерством. По-прежнему среди них преобладали отдельно стоящие фигурки барынь, дам и нянек - "кормилок". Все они полны какой-то особой энергии, что подчеркивает и цветовое решение. Мезрина любила сочетать малиновый фуксин с темно-зеленой, глубокой интенсивной синей и желто-оранжевой красками. Это необычное и присущее только ей созвучие цвета усиливало внутреннюю экспрессию и оттенок гротеска, характерный для всех ее игрушек. Заметны изменения в костюмах: на барынях - пышные платья, кофты и юбки, шляпы с широкими полями, перчаточки по локоть, в руках у них ридикюли, сумочки и муфты, что не противоречило костюмам 1920-х годов. На кормилицах – повойники и кокошники, переднички с оборками и пестрядинные клетчатые платья. Взамен невзрачных полос разноцветных горошин, прямых и волнистых полос, клеток, которые напоминают узоры настоящих тканей, одежды персонажей Мезриной украшены довольно крупными кругами, кольцами, овалами. В промежутках либо прямо по цветастой поверхности их нередко дополняет мелкий орнамент геометрического мотива - штрихи, полоски, круги, точки. Возможно, именно по совету Деньшина Мезрина разрабатывала для каждой игрушки свой орнамент, проявляя удивительную выдумку и изобретательность. Поталь мастерица использовала скромно, наклеивая ее главным образом на грудь, плечи и шляпы персонажей.

Наряду с классическими всадниками, мастерица создавала наездниц, сидящих на коне боком, а также наездников на козлах. Пятнистая шкура этих животных на ногах имитирует штаны с оборками. В различных вариациях эти персонажи утвердились среди образов дымковской игрушки именно благодаря ее работам.

В творчестве Мезриной 1920-х годов заметен возросший интерес к композициям - двух-, трех- и многофигурным. Темы их различны: "Танцы", "Музыканты", "Дети в лесу" "Возвращение охотника домой", "Пастух со свиньями", "Гусятница", "Проводы новобранца", "В гостях" и другие. Как и традиционные "Доение коровы" и "Водоноска", многие из них отражают жизнь людей, занятых крестьянским трудом. Часто мастерица объединяла несколько фигур общей глиняной пластиной. Пластины-основания с расположенными на них, словно на макете, действующими лицами - характерный для народной игрушки композиционный прием Использовался он, судя по книге Деньшина, и в предреволюционной дымковской игрушке, но особенно часто стал применяться Мезриной в 1920-е годы. Роль орнамента в этих композициях незначительна, чаще они просто окрашены тремя-четырьмя красками, не отвлекающими от самого действия - непритязательных развлечений и занятий игрушечных персонажей.

Стремясь идти в ногу с жизнью, в 1935 году А.А.Мезрина создала ряд произведений, отразивших новые тенденции: "Чтение колхозного устава", "Хозяйка", "Детский сад на прогулке", "Свинарка", "Красноармеец", "Автомобиль", "Лыжница" и другие. Большинство из них выполнены с соблюдением канонов дымковского искусства. По существу, они повторяют старые композиции на подставках, даже раскрашены по-прежнему в два-три цвета То есть новая тематика в них воплощена традиционными выразительными средствами.

А.А.Мезрина до конца своей жизни была верна принципам дымковского искусства, но при этом всегда старалась понять и учесть новые требования, которые предъявляло время. Ее творчество во многом определило дальнейшие пути развития этого промысла.