Дымковская игрушка

Мир зверей и птиц в работах А.А. Мезриной

Разнообразно представлен у мастерицы мир зверей и птиц - кого здесь только нет: свиньи, медведи, львы, коровы и олени, зайцы, гуси, сороки, кони, утки, куры с цыплятами. Возможно, в таком выборе сюжетов немалую роль сыграли старинные традиции, связанные некогда с праздником Свистопляски. Особенно традиционны уточки и коньки-свистульки, одно-головые и двухголовые. К этим образам примыкают свистульки-коровы, бараны и козлы. Они без изменения сохранялись в дымковской игрушке на протяжении всего ее развития, в том числе и в творчестве А.А.Мезриной. Например, ее животным присущ экспрессивный рисунок морды, который выделяет их среди работ других авторов.

По особому лепила она и отдельные фигурки козла, оленя либо коровы: маленькое тело на длинных конических ногах, с оттопыренными ушами, высоко приподнятой головой, которую увенчивали либо ветвистые либо широко расставленные рога. Рога блестели ромбиками потали, а их основу Мезрина всегда обозначала парой параллельных косых линий, которые наносились темной краской. Вместе с темным узором бровей и глаз и также темными лепными ушами, черным окончанием мордочки и фигурным налепом в виде круглой плетенки между рогов у коровы они завершали образ животного.

Коням на голове она одним росчерком рисовала сбрую, тулово расписывала "в яблоки" - пятнами двух цветов. Шерсть животных обычно изображала прерывистыми вертикальными полосами. На оленях они - желтые и оранжевые, разделенные вертикальными рядами черных и цветных точек. Коровы у нее – оранжево-красные либо с пятнами, красно-черные, с желтыми рожками.

Мезрина сотворила свои особые варианты и иных персонажей, к примеру, медведя. Обычно темно-коричневый либо черный, прямо стоящий, с палочкой, музыкальным инструментом либо держа какого-нибудь зверька в передних лапах, неуклюжий и вальяжный, он как бы страшит своей грозной силой. Вдоль всего его тела - несколько рядов разноцветных горошин. Глаза "проколоты" палочкой и это придает ему грозное выражение лица. Нередко такой медведь или медвежонок изображен взбирающимся на дерево. Устойчивые, конические, с идущими от голого ствола вверх ветками деревья призваны создавать образ чащи. В форме традиционной свистульки создавала мастерица фигурку свиньи. С коротким туловом, гнутой спиной, на конических ногах, с пазами для свиста на пятачке и по бокам, она округлая и компактная. На гладкой, окрашенной желтым, поверхности - характерные для ее манеры глазки и брови "углом", темные штрихи-елочки по периметру хребта, которые чередуются с ромбами потали.

Если игрушка-свистулька свиньи тесно связана с прошлым, то фигурка льва явно навеяна скульптурной композицией из провинциальной классической архитектуры. Скульптурные львы на пилонах остались и в самой Вятке, а также и в соседнем городке Слободском, в котором дымковские мастерицы торговали своими игрушками. В лежачей позе, с очеловеченным выражением морды изобразила льва Мезрина. Словно монументальный скульптор, мастерица передала его мощную гриву четырьмя завитыми прядями, а также плетью закинутый на спину хвост. Морды львов она делала в двух вариантах: при одинаковой лепке щек в виде вмятин глаза рисовала то овалом, то полуовалом с точкой в середине и торчащими волосками-бровями; грудь украшала ромбиками потали. Сочетание желтого цвета с черным воспроизводило природную окраску зверя.



Рекомендуем

Городецкая роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет