Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть IX

В яркости и сопоставлении красок у Племянниковой нередко рождается своего рода цветовой гротеск, преувеличение в цвете, которое оказывается созвучным гротеску в самом характере персонажа. В этом плане интересен ее «Дамский ансамбль», где фигурки черноволосых певиц с остро торчащими носиками, в нарядных платьях, с усложненными прическами разработаны в определенном цветовом ключе. То это уже само но себе активное соседство черного с синим, то сложные градации зеленых, малиново-красных, оранжево-желтых красок. Всегда взятые в интенсивном звучании, они придают ее произведениям особую контрастную декоративность.

Сегодня в мастерских дымковской игрушки работают пятьдесят девять мастериц разных поколений. Вслед за теми, чье творчество рассмотрено выше, двадцать лет трудятся принятые в 1966 году в мастерские В. Д. Бородина, А. Д. Видякина, Л. Н. Докина, Т.Ф.Караваева, Р. Э. Пенкина, А. М. Трефилова. Состоявшаяся в 1981 году в Кировском художественном музее групповая выставка позволила им посмотреть на себя со стороны, оценить свои достижения и просчеты, выявила личные склонности авторов к определенным темам, композициям, формам пластики и росписи. Вместе с тем она показала, что одни лучше справляются с исполнением небольших традиционных фигурок так называемого массового ассортимента, которые всегда служили «лицом» промысла, мерилом его художественного уровня. А другие хотя и обладают способностями к творчеству, по их авторский почерк еще не вполне определился и требует совершенствования в упорном труде.


Барыня с птицей

Так, например, в конце 1970-х годов па выставках привлекли внимание типы небольших барынек Л. Н. Докиной. В них чувствовалась рука мастера, искавшего свой вариант традиционного образа в пропорциях фигурки, лаконичной лепке, графичности орнамента, неяркой росписи.

К сожалению, теперь произведения мастерицы утратили остроту характеров, стали излишне повествовательными и рыхлыми в ленке. Вместе с тем крепнет мастерство внучки 3. В. Пенкиной - Риммы, обладающей способностью создавать яркие типы, особенно барынь и гуляющих парочек.

Немало одаренных мастериц и среди тех, кто пришел в дымковские мастерские в 1970-е годы. Многие из них сознательно осваивают и совершенствуют «традиционный массовый ассортимент», не торопясь участвовать па больших художественных выставках. Внимательно изучая наследие прошлого, вглядываясь в старинные игрушки, они постепенно шлифуют мастерство, которое только и может стать прочной основой для самостоятельных, творческих поисков.

Серьезное отношение молодежи к освоению традиций, уже принесшее хорошие результаты, вселяет уверенность в будущее дымковского искусства.