Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть VIII

Н. П. Трухина первая ввела в дымковскую игрушку героико-революционную тему. Оказалось, что сюжеты «Конницы», «Трубачей Первой конной», «Буденовцев» можно воплотить средствами декоративной дымковской пластики. Они приобрели в ней особый характер детской игрушки, для которой наивность и непосредственность в передаче серьезной темы закономерны. Эти произведения стали органичной частью творчества мастерицы. Но если в ранних вариантах «Конницы» ощущалось влияние старинных, оловянных солдатиков и связанность фигурок в ряды общим основанием мешала цельности восприятия композиции, то впоследствии Трухина отказалась от этой детали, составляя ряды всадников из отдельных фигурок с офицером впереди. В таких произведениях обусловленные сюжетом красная, зеленая, синяя краски звучат особенно победно и радостно.

Богат и разнообразный мир игрушек Трухиной на сказочные и жанровые темы. Нередко они показывают человека в природе. Своего рода пейзаж с деревом, усеянным круглыми плодами, передан в композиции «На уборке яблок». Рядом с матерью собирают в корзину яблоки двое детей. Образы детей и животных - еще одно сюжетное направление в работах мастерицы. Они камерны и лиричны. Такому содержанию способствуют миниатюрность фигурок, богатство полутонов в росписи, метко схваченные характеры персонажей.

Главная тема в творчестве Л. С. Фалалеевой - жизнь деревни. Ее питают собственные впечатления и воспоминания мастерицы, родившейся в вятской глуши. Любовь к своему краю, к природе, сельской жизни, ее людям и их нелегкому труду она воплощает в многочисленных образах и композициях, наполненных живыми наблюдениями, поисками новых средств выразительности. Фалалеева считает, что глине все подвластно, и любой сюжет можно воплотить традиционными средствами. Подчас это убеждение приводит к неудачам, мучительным раздумьям, но всегда - к новым поискам. Приемы дымковской лепки и росписи действительно стали для нее средством самовыражения, тем языком, которым она делится со зрителями волнующими её темами. Природная одаренность, трудолюбие и одержимость своим делом позволяют ей щедро выплескивать свои чувства в огромном количестве произведений, отражающих самые разные стороны жизни, труда и быта деревни. Отдельные фигурки и групповые сценки можно составить в большую композицию, в которой словно оживает деревенская улица. Здесь и пастух, играющий на рожке, и плывущие вдоль деревни водоноски с ведрами, и весело гуляющие парни-музыканты, и беседующие у колодца девушки. Персонажи Фалалеевой легко узнаваемы своеобразием типов, особенностями лепки и росписи. Их позы всегда подвижны. Весело и задорно торчат курносые носы на круглых головках с пухлыми щеками. В таких композициях роспись звонкая в радостном сочетании красок, продуманных отношениях гладко окрашенных поверхностей и орнамента. Фалалеева не перегружает фигуры деталями, но каждая точна и необходима в создании характера героя.

Скульптурная выразительность и крепость формы особенно ощутимы в женских персонажах. Фигуры передают пластику женского тела, их можно рассматривать со всех сторон, ощущая в условности конуса юбки трепетность живой формы. Среди лучших работ этого рода есть подлинные шедевры в выражении характеров. «Барыня с цветком» - яркий и запоминающийся тип задиристой модницы. Ее красивый наряд построен на изысканных сочетаниях желтого с черным и голубым, поддержанными мелкими вкраплениями красных и зеленых горошин.

В некоторых композициях конца 1970-х-1980-х годов Фалалеева пытается средствами дымковского искусства создать ассоциативные образы. Это «Радуга», «Нежность», «Радость» и другие. Несколько фигур - индюков, коней, оленей, дам, - вылепленных со свойственной автору энергичностью пластики и укрупненностью форм, объединены общим характером орнамента, но главное - цветом росписи. Мастерица проявляет себя незаурядным колористом. Роспись строится на цветовых нюансах, то в розовой, то всиренево-голубой, то в радужной тональностях красок. Эти работы впечатляют оригинальностью живописного решения. Но возникает вопрос: при чем здесь пластика? Ведь по существу фигуры используются как поверхность для живописных упражнений. Такого рода произведения ведут дымковскую игрушку к крайним формам самодовлеющего декоративизма, лишая традиционного и закономерного для скульптуры малых форм взаимодействия пластики и живописи в их главной цели - создании полноценного образа.

Цвет в дымковской игрушке может быть более или менее активным в раскрытии содержания образа, то лишь скромно аккомпанируя его сюжетной основе, то принимая на себя значительную долю эмоциональности образа. Таким активным средством цвет становится в творчестве В. П. Племянниковой. По признанию мастерицы, она уже в самом замысле видит свои игрушки расписанными. Это подчас ведет к недоработанности, скороспелости в лепке, нарушениям пластических канонов дымковского искусства. Однако в лучших произведениях лепка и роспись находятся в соподчинении. Но и тогда излюбленные краски росписи во многом определяют эмоциональный строй образа, придают ему особую экспрессию, темпераментность, в которых проявляется индивидуальность этой одаренной, неистовой в работе художницы.


Нянька

В сюжетном плане игрушки Племянниковой также разнообразны и повествовательны в соединении отдельных фигур в группы и наборы, в разработке деталей. Здесь и цирковые выезды, и гуляющие пары, и жанровые сценки, и традиционные фигуры-типы. Размеры ее игрушек невелики. Их пластика достаточно традиционна, зато все внимание мастерицы обращено на роспись. Сколько споров в начале 1970-х годов вызывали ее индюки, веерообразные хвосты которых мастерица рассматривала как поверхность для колористических опытов в орнаментальной росписи, нарушая тем самым цельность скульптурного образа. С годами ее любовь к этой гордой сказочной птице не уменьшилась. Индюки стали разнообразнее и выразительнее в пластике, цельнее в росписи. Это фантастические павы, соперничающие богатством и красотой оперения.

Племянникова много размышляет над традициями дымковской игрушки, сознательно обращается к наследию прошлого, осваивает конкретные приемы старых мастеров. Особенно привлекают ее работы Е. А. Кошкиной. Следуя внешней канве образа цыганки, созданного Кошкиной, она своей росписью неузнаваемо меняет и сам типаж, и его характер. Соединение типичных для нее глубоких звучных синей, красной, зеленой, малиновой, желтой красок, их чередование локальными пятнами создают эмоциональную напряженность, динамичность образа.