Дымковская игрушка

Вьетнамским студентам рассказали о дымковской игрушке

11.11.2013

8 ноября в Русском центре при Хошиминском педагогическом университете в рамках цикла «Народные промыслы России» состоялась презентация дымковской игрушки и мастер-класс, который провела Марина Шпигунова. Вьетнамские студенты на предыдущих встречах уже познакомились с такими видами народного творчества, как гжель, городецкая роспись, хохлома и др. Ребятам нравятся эти занятия, потому что они не только получают новую информацию о культуре России, но и собственными руками стараются создать эти маленькие русские шедевры, совсем непохожие на вьетнамские изделия. Это вызывает любопытство, интерес, а сколько радости, когда всё получается!

Из презентации вьетнамцы узнали, что дымковская игрушка — один из самых старинных русских промыслов, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. В советское время, в 30-е годы ХХ века, произошло возрождение промысла, оно было связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину и Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка неповторима, оригинальна, она является созданием одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи, — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

После просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами. Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, бырыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчёркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по всем канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки.

Вот об этом и узнали вьетнамские студенты, а потом с большим энтузиазмом стали создавать рисунки дымковских игрушек, такие же красочные, яркие, весёлые, как их оригиналы. Это занятие всех увлекло, время прошло незаметно. Зато с какой гордостью ребята показывали друг другу свои произведения. Каждый из них, как настоящий мастер, хотел продемонстрировать дело рук своих. Можно сказать, что вьетнамские молодые люди в очередной раз приобщились к великому русскому народному творчеству!


Наталья Золкина, Хошимин

 


Фото

Водоноски
Фольклор
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка —
Родился в веселый час
Вятский праздник —
«Свистопляска».