Дымковская игрушка

Битва за бренд: ОБЭП заинтересовался магазином дымковской игрушки

31.01.2012

Многочисленные опросы показывают: пока у Вятки есть только один настоящий бренд, по которому нас узнают не только по всей России, но и за рубежом – дымковская игрушка. В последнее время вокруг этого «лакомого кусочка» развернулись нешуточные интриги, что в итоге может привести к печальным последствиям.

Вызов в ОБЭП

В мастерских на улице Свободы Лариса Ушакова 30 лет лепила дымковскую игрушку. На днях ее вызвали в ОБЭП и показали бумаги, от которых у мастерицы в глазах потемнело.

– В одной говорится, что товарный знак продлен, и в связи с этим мы не имеем права называться мастерицами дымковской игрушки, лепить дымковскую игрушку и продавать ее через магазины, – вспоминает Лариса Ушакова. – А вторая бумага на Олега Дюняшева, владельца салона «Дымковская сказка», который будто бы незаконно продает дымковскую игрушку.

Еще в 2000 году общественная организация дымковчанок зарегистрировала товарный знак и наименование продукции «Дымковская игрушка». Но никаких проблем в связи с этим до недавнего времени не возникало.

– Когда‑то его зарегистрировали для борьбы с подделками, а не для борьбы с мастерами, которые всю жизнь этим занимаются, – говорит одна из дымковчанок Любовь Коробицина.

Предыстория вопроса

Заявление в ОБЭП подала Надежда Менчикова, недавно ставшая председателем общественнной организации «Народный художественный промылел «Дымковская игрушка» – городского отделения Союза художников России. Назначение Менчиковой на этот пост стало продолжением многолетней скандальной истории с расколом среди дымковчанок и отчаянной борьбы за власть предыдущего председателя Светланы Житлухиной. Одни были за нее, другие – против.

Мастерицы надеялись, что Менчикова сгладит все конфликты и возьмет курс на развитие промысла, но она начала «военные действия». И первым делом предложила мастерицам подписать договоры аренды мастерских на кабальных условиях. До сих пор они пользовались ими как члены организации. Но теперь вдруг оказалось, что таковыми не являются.

15 лет «Дымковская игрушка» существовала в условиях правого казуса: организация есть, а списочного состава у нее нет. В конце ноября сторонники Житлухиной спешно провели собрание и утвердили состав из 11 человек, а остальным даже не сообщили об этом.

Теперь 10 мастериц выезжают из мастерских, платить аренду им не под силу. А огромное здание площадью около 3000 кв.м. председатель Менчикова, вероятно, теперь сможет беспрепятственно сдавать в аренду.

Магазин закрывается?

Предприниматель Олег Дюняшев от происходящего в шоке. Свой салон «Дымковская сказка» он открыл 2 года назад. Через него опальные мастерицы продавали свою игрушку, потому что в фирменный магазин организации их просто не пускали.

– Я на все это с ужасом смотрю. Там какое‑то правовое безумие творится. И оно сходит с рук, никто даже не пытается в этом разобраться. Минюст в прошлом году отказалось от внеплановой проверки.

В ОБЭП Олега Дюняшева еще не вызывали, но подтвердили, что он подозревается в незаконном использовании товарного знака. Сейчас идет проверка. В течение 30 дней сотрудники ОБЭП должны решить, есть ли состав преступления и надо ли возбуждать уголовное дело. Хотя товарный знак предприниматель никогда и не использовал, а лишь называл то, что продает, свои именем – дымковская игрушка. Но независимо от решения ОБЭП Олег Дюняшев собирается закрывать магазин.

– Им занималась моя жена – дымковская мастерица. Она на этом здоровье подорвала. Теперь заниматься магазином некому. У меня другой бизнес.

Дымковский парадокс

Парадоксально, но сама Менчикова никогда дымку не лепила, она искусствовед. Около года назад она готовила книгу о вятских промыслах, в которой целую страницу посвятила Галине Фрейман.

– Эта дымковчанка ушла из нашей организации еще 15 лет назад, когда у нас был первый раскол, – рассказывает Лариса Ушакова. – Однако Менчикова называет ее в статье мастерицей дымковской игрушки.

Председатель расположенного по соседству регионального отделения СХ РФ Сергей Горбачев расценивает происходящее однозначно.

– Это попытка монополизировать промысел с целью прямой финансовой выгоды. Теперь официальное право использовать товарный знак и наименование «дымковская игрушка» получили 10 с небольшим человек. В лучшие времена под одной крышей работали 70 мастериц. Сама Надежда Менчикова общаться с журналистами наотрез оказывается, а опальным дымковчанкам при любом удобном случае рекомендует «не выносить сор из избы». В ответ ей говорят, что этот конфликт уже давно перестал быть местечковым, поскольку в конечном счете может лишить Вятку ее главного бренда.



Фото

Олень
Фольклор
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка —
Родился в веселый час
Вятский праздник —
«Свистопляска».