Дымковская игрушка

Бренд на грани вымирания

28.11.2011

Конфликт среди дымковчанок получил продолжение. На минувшей неделе в Кирове побывал Александр Греков, секретарь Всероссийской творческой организации «Союз художников России», визит которого не только не восстановил творческую атмосферу в промысле, но, по сути, усилил раскол среди мастериц. Вся эта история ставит под вопрос сохранение и дальнейшее развитие главного вятского бренда – дымковской игрушки.


Выбирая барынь и индюков, посетители магазина дымковской игрушки вряд ли ощущают напряженную атмосферу по соседству. На самом деле в мастерских дымковчанок она накалена до предела.

Еще с начала 90‑х годов дымковская игрушка имеет юридический статус творческой общественной организации, входящей в состав ВТОО «Союз художников России» как городское отделение. Почти с самого начала председателем стала одна из мастериц Светлана Житлухина. До 2008 года ее регулярно переизбирали на эту должность, а потом председатель правления перестала проводить общие собрания, заранее предвидя их исход. Большинство дымковчанок на посту председателя ее больше видеть не хотели. Не устраивал ее стиль управления и результаты.

– Плата за мастерские высокая, раздутый штат обслуживающего персонала. И сумма в квитанциях растет чуть ли не каждый месяц. Мастерицы, которые работают в штате, все материалы покупают за свой счет: глину, краски и кисти. Игрушку сдают и получают лишь 30‑40 % от ее стоимости, – рассказывает одна из несогласных, дымковчанка с 36‑летним стажем Любовь Коробицина.

Мастерицы раньше и не пытались разобраться в юридическом казусе: почему городское отделение общественной организации есть, а списочного состава у него нет. Дымковчанки оформлены как штатные работники промысла. Но многие из‑за конфликта вышли за штат и оказалось, что юридически теперь к дымковской игрушке они отношения не имеют.

– Как только это сделали мы, несогласные с Житлухиной, сразу стали не мастерицами и лепить стали не дымковскую игрушку, – объясняет дымковчанка Лариса Ушакова.

Товарный знак и наименование – дымковская игрушка – принадлежат городскому отделению СХР. По мнению Светланы Житлухиной, под этим названием может продаваться только игрушка, сделанная штатной мастерицей промысла. Но несогласные дымковчанки, выйдя за штат, мастерство не растеряли. А их барыни и индюки все так же проходят через экспертную оценку худсовета. Свои игрушки многие мастерицы теперь продают через частный салон «Дымковская сказка», который Житлухина не раз пыталась изгнать из стен регионального отделения Союза художников.

Промысел в буквальном смысле вымирает. Если в конце 80‑х мастериц было больше 70, то теперь только 30. Самым «молодым» из них теперь не меньше 40‑ка лет. Почти два десятилетия учениц не набирали совсем. И лишь три года назад по настоянию опытных дымковчанок взяли несколько девушек.

Прошлой весной терпение дымковчанок иссякло, и мастерицы обратились в прокуратуру. На проверку люди в погонах пришли вместе с трудовой инспекцией и обнаружили массу нарушений: задолженность по зарплате и вообще отсутствие установленной системы оплаты труда. А условия работы мастериц близки к экстремальным: в здании уже 15 лет нет горячей воды, освещение не соответствует нормам. В конце сентября суд по заявлению прокуратуры признал Светлану Житлухину виновной в совершении административного правонарушения и дисквалифицировал ее как руководителя на 1 год.

19 ноября в Киров приехала делегация из Союза художников во главе с ее секретарем, курирующим народные промыслы, Александром Грековым. На столичного гостя мастерицы возлагали большие надежды, думали он проведет общее собрание, на котором произойдет воссоединение коллектива, и наконец‑то изберут нового председателя. Но надежды эти не оправдались. О том, что у промысла теперь новый председатель правления, большинство дымковчанок узнали от вахтера. Теперь городское отделение Союза Художников возглавит Надежда Менчикова, не мастерица, а искусствовед, в прошлом сотрудник Вятского художественного музея. В последнее время она работала в штате «Дымковской игрушки».

Сама Надежда Николаевна от комментариев отказывается: «Мне Москва пока не рекомендовала с журналистами общаться, да и дел сейчас очень много».

От последних событий мастерицы в шоке: «Это разрушение изнутри. Нет души‑то уже у промысла. И все‑таки мы надеемся, что Менчикова сумеет объединить коллектив и с нашей помощью вернуть промыслу доброе имя».


Мнение Сергея Горбачева,
председателя Вятского регионального отделения ВТОО «Союз художников России»:

Поскольку до сих пор в городском отделении «Союза художников» не было списочного состава, по приезду московской делегации дымковчанкам предложили написать заявления о постановке на учет. Общее собрание было проведено, но проходило оно в спешном порядке. В нем участвовали все мастерицы, которые к этому моменту успели написать заявления, а это 11 человек. Надежда Менчикова была избрана большинством голосов. Я очень надеюсь, что сейчас в городском отделении все образуется и промысел начнет развиваться.


Мнение Мякишева Елена,
юрист Кировского представительства компании «Яковлев & партнеры»:

Исключительное право использования наименования места происхождения товара (НМПТ) принадлежит лицу, которое его зарегистрировало. Но, в отличие от товарного знака, любое лицо, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами, вправе получить исключительное право на его использование. Если правообладателем товарного знака является общественная организация, то мастерицы, прекратившие с ней трудовые отношения, без согласия организации товарный знак использовать не могут.

Использовать НМПТ без согласия общественной организации мастерицы смогут только в том случае, если подадут в Роспатент заявку.



* Ваше имя или псевдоним:
E-Mail:

не будет виден на сайте
* Текст сообщения:


* Введите 5 символов, которые 
видите на картинке


Фото

Всадник
Фольклор
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
Коняшка родимый,
Ты появился на свет,
Какой ты желанный,
Цены тебе нет.