Дымковская игрушка

Введение — Часть III

Среди статей и очерков 1960-х годов особое место занимает характеристика дымковского промысла, принадлежащая выдающемуся исследователю русской керамики и теоретику прикладного искусства А. Б. Салтыкову. Анализируя художественное развитие дымковской игрушки, он отмечает постепенное превращение древней свистульки в детскую игрушку, а затем в более содержательную фигурку, отражавшую явления окружающей действительности. В связи с этими изменениями в ней нарастали декоративность, фантастичность образов, гротеск, что превратило игрушку в декоративную скульптуру.

Два пласта — древний архаический в свистульках и более современный — в конкретном отражении действительности в фигурках — видит в дымковской игрушке И. А. Крюкова. Она рассматривает дымковскую игрушку как декоративную скульптуру малых форм и, единственная из исследователей того времени, обращает серьезное внимание на новое поколение молодых мастериц, на важные творческие проблемы, которые возникли с их приходом.

Немало страниц посвящено дымковской игрушке в общих очерках народного искусства и художественных промыслов, вышедших в 1960-1980-е годы. Но наряду с верными и уже ставшими "общим местом" особенностями произведений — декоративностью, яркой красочностью, органической связью лепки и росписи, сочетанием сказочности с реализмом, некоторые авторы усматривают в них "сатиру", дают неверную оценку работам больших размеров, ставших типичными еще в 1930-е годы, путают имена и поколения мастеров, даты создания произведений.

Дымковская игрушка нередко служит иллюстрацией общих закономерностей развития и художественных особенностей народного искусства. Так, Т. М. Разина демонстрирует на фигурках дымковских барынь соотношение коллективного и индивидуального начал в народном искусстве и роль вариантности в его художественной системе, а Г. Л. Дайн рассматривает дымковскую игрушку как сплав народного творчества с городской культурой.

В 1970-1980-е годы все большее внимание исследователей привлекают не старейшины дымковского искусства, а среднее поколение, те, кто определяет творческое лицо современного промысла. Одним из первых на их деятельность откликнулся М. П. Сокольников, статья которого довольно поверхностна в анализе работ, по важна самим интересом к новому поколению мастериц. Сегодня их деятельность еще недостаточно оценена и изучена, и отражается она главным образом в местной печати, отзывающейся па каждую выставку игрушки.

Необходимо отметить большой вклад в изучение и популяризацию дымковской игрушки, который вносят сотрудники Кировского художественного музея. В течение 1970-1980-х годов они регулярно организуют выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий, неизменно сопровождая их каталогами и статьями в местной прессе. Многие из этих каталогов являются единственными источниками сведений о мастере.

Весьма важными из числа местных публикаций представляются статьи бывшего председателя Кировского отделения СХ РСФСР М. М. Кошкина и искусствоведов Г. Г. Киселевой и В. Д. Пересторониной, посвященные проблемам современного развития дымковской игрушки и понимания её традиций.

В общем очерке и в отдельных статьях были намечены основные вехи в развитии игрушки в XIX-XX веках, анализировались художественные особенности этого искусства, авторские манеры мастериц разных поколений, в том числе и тех, кто определяет искусство промысла сегодня.

К сожалению, в последнее десятилетие серьезных работ о дымковской игрушке крайне мало в сравнении с многочисленными альбомами, открытками и изданиями, популяризирующими ее как "русский сувенир".

Особо следует оговорить ту роль, которую сыграли в популяризации дымковской игрушки писатели и журналисты. Начало этому "литературно-художественному" направлению в библиографии дымковского промысла положил Б. А. Пильняк своим сочло написанным в 1937 году очерком об А. А. Мезриной. Традиции литературных очерков, содержащих более или менее исторически достоверный, а иногда и откровенно вымышленный материал, но в образной форме рисующий условия жизни и труда, творческие портреты мастериц разных поколений, продолжили в свое время Ю. А. Арбат, Ю. М. Овсянников, Б. М. Носик, А. И. Рогов и многие другие.

В этом разделе популярной литературы о дымковской игрушке желанием собрать подлинные факты и с летописной полнотой изложить их выгодно отличаются работы кировских писателей. Особое место здесь принадлежит альбому Л. В. Дьяконова "Дымковские, глиняные, расписные" и миниатюрному сувенирному изданию журналистки Н. И. Перминовой "Дымковская расписная". В них публикуются новые сведения, делается попытка исторического обзора развития промысла в конкретный период. В этих двух книгах популярная форма изложения не снижает серьезной ценности написанного, его определенного вклада в изучение искусства промысла.

В работе сайтом особое внимание уделялось изучению произведений дымковских мастериц в разных музейных собраниях, их сравнительному анализу.


Няньки. Автор неизвестен.

Коллекции дымковской игрушки в музеях достаточно обширны и разнообразны, но, как оказалось, мало изучены и опубликованы. Наиболее старые работы хранятся в Кировском художественном музее, Государственном музее этнографии народов России. Многие произведения попали в эти музеи стараниями А. И. Деньшина. Уникальной и почти не публиковавшейся коллекцией обладал известный этнограф, любитель игрушки Л. В. Костиков, собрание которого после его смерти в дни ленинградской блокады поступило в Музей этнографии народов России.

В последнее время публикации собраний дымковской игрушки в разных музеях участились. Это облегчает работу исследователя. Тому же способствуют и многочисленные каталоги различных художественных выставок, проводимых Союзом художников, па которых непременно участвуют современные дымковские мастерицы. Правда, огорчительно, что в таких каталогах немало фактических ошибок.

В изложении материала и распределении его по главам сочетается историческая последовательность с монографическими очерками об отдельных мастерицах. Однако это вызвало необходимость некоторых хронологических смещений. Они сделаны сознательно для полноты выявления творческих индивидуальностей игрушечниц и их роли в развитии промысла в определенное время.