Среди статей и очерков 1960-х годов особое место занимает характеристика дымковского промысла, принадлежащая выдающемуся исследователю русской керамики и теоретику прикладного искусства
Два пласта — древний архаический в свистульках и более современный — в конкретном отражении действительности в фигурках — видит в дымковской игрушке
Немало страниц посвящено дымковской игрушке в общих очерках народного искусства и художественных промыслов, вышедших в 1960-1980-е годы. Но наряду с верными и уже ставшими "общим местом" особенностями произведений — декоративностью, яркой красочностью, органической связью лепки и росписи, сочетанием сказочности с реализмом, некоторые авторы усматривают в них "сатиру", дают неверную оценку работам больших размеров, ставших типичными еще в 1930-е годы, путают имена и поколения мастеров, даты создания произведений.
Дымковская игрушка нередко служит иллюстрацией общих закономерностей развития и художественных особенностей народного искусства. Так,
В 1970-1980-е годы все большее внимание исследователей привлекают не старейшины дымковского искусства, а среднее поколение, те, кто определяет творческое лицо современного промысла. Одним из первых на их деятельность откликнулся
Необходимо отметить большой вклад в изучение и популяризацию дымковской игрушки, который вносят сотрудники Кировского художественного музея. В течение 1970-1980-х годов они регулярно организуют выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий, неизменно сопровождая их каталогами и статьями в местной прессе. Многие из этих каталогов являются единственными источниками сведений о мастере.
Весьма важными из числа местных публикаций представляются статьи бывшего председателя Кировского отделения СХ РСФСР М. М. Кошкина и искусствоведов
В общем очерке и в отдельных статьях были намечены основные вехи в развитии игрушки в XIX-XX веках, анализировались художественные особенности этого искусства, авторские манеры мастериц разных поколений, в том числе и тех, кто определяет искусство промысла сегодня.
К сожалению, в последнее десятилетие серьезных работ о дымковской игрушке крайне мало в сравнении с многочисленными альбомами, открытками и изданиями, популяризирующими ее как "русский сувенир".
Особо следует оговорить ту роль, которую сыграли в популяризации дымковской игрушки писатели и журналисты. Начало этому "литературно-художественному" направлению в библиографии дымковского промысла положил
В этом разделе популярной литературы о дымковской игрушке желанием собрать подлинные факты и с летописной полнотой изложить их выгодно отличаются работы кировских писателей. Особое место здесь принадлежит альбому
В работе сайтом особое внимание уделялось изучению произведений дымковских мастериц в разных музейных собраниях, их сравнительному анализу.
Коллекции дымковской игрушки в музеях достаточно обширны и разнообразны, но, как оказалось, мало изучены и опубликованы. Наиболее старые работы хранятся в Кировском художественном музее, Государственном музее этнографии народов России. Многие произведения попали в эти музеи стараниями
В последнее время публикации собраний дымковской игрушки в разных музеях участились. Это облегчает работу исследователя. Тому же способствуют и многочисленные каталоги различных художественных выставок, проводимых Союзом художников, па которых непременно участвуют современные дымковские мастерицы. Правда, огорчительно, что в таких каталогах немало фактических ошибок.
В изложении материала и распределении его по главам сочетается историческая последовательность с монографическими очерками об отдельных мастерицах. Однако это вызвало необходимость некоторых хронологических смещений. Они сделаны сознательно для полноты выявления творческих индивидуальностей игрушечниц и их роли в развитии промысла в определенное время.