Дымковская игрушка

1940-1950-е годы. Первые ученики и последователи - Часть VI

У игрушек Никулиной - маленькие круглые шарики-головки с острым, задорно вздернутым бугорком носа и мелким рисунком лица. Топкие, короткие, почти прямые линии бровей и точки глаз, два больших кружка румян и поменьше - рта оранжевого цвета придают всем ее героям выражение детски наивного удивления, а в образах дам и барынь к нему примешивается как будто удивленное возмущение. Простота лепки, выразительность фронтальной традиционной постановки фигур, своеобразная пластика пухловатого лица с торчащим носом особенно выделяются в профильном положении игрушки, рассчитанной, как и у всех старых мастериц, на круговой обзор. Персонажам Л. Н. Никулиной свойственны некая хрупкость, беззащитность, скромное изящество.

В росписи у нее также были свои пристрастия. Она умела соединять в одной игрушке, казалось бы, трудно сопоставимые краски достаточно интенсивного цвета: вишневые, желтые, синие, зеленые, оранжевые. Особенно любила сочетание светло-зеленого с розовым и оранжевым, и оно получалось у нее убедительным и по-своему гармоничным, соответствующим общему лирическому строю всех ее игрушек. Обычно гладко-окрашенная верхняя часть фигурки сопровождалась орнаментированной нижней, будь то нарядная в полоску, клетку или кольца юбка барыни или туловище козла в штанах, украшенных горошинами, с сидящим на нем скоморохом в непременном длинном колпаке.

Орнаментальные мотивы в игрушках Никулиной скромны и не очень многочисленны, но разнообразны в цветовых и композиционных вариантах. В них округлые элементы сочетаются с клетками и топким рисунком прямых, волнистых и зигзагообразных линий, нанесенных по цветному фону. Но в сравнении с суховатой дробностью орнамента Безденежных у Никулиной ондинамичнее и меньше привлекает к себе самостоятельное внимание, составляя единое целое во всей росписи игрушки.

Поталь и сусальное золото мастерица использовала не на каждой игрушке, по если наклеивала, то на обычных традиционных местах - на шляпе, плечах, груди, предметах, которые персонажи держат в руках.

Склонность Никулиной к небольшим размерам игрушек нередко проявлялась в откровенно миниатюрной пластике пяти-шести сантиметров высотой. Часто это были фигурки зверей (оленей, баранов, львов со смешными косматыми гривами, коньков), в образах которых присущие произведениям мастерицы нежность и детская незащищенность звучали еще сильнее. К сожалению, творческий путь этой интересной художницы был очень недолгим. Но все созданные ею произведения равно отмечены печатью ее таланта, позволившего ей занять определенное место в истории промысла.

У Безденежных и Никулиной училась целая плеяда молодежи. Произведения обеих мастериц принадлежат к классике дымковского искусства и поэтому по сей день служат новым поколениям примером подлинно народного творчества и образцом высокого мастерства.



Старейшие мастерицы и поколение 50-х годов