Дымковская игрушка

1940-1950-е годы. Первые ученики и последователи - Часть V

Она предпочитала малиновые, сине-лиловые, светлого тона зеленые, желтые, оранжевые, коричневые краски, смело соединяла их в одной игрушке и всегда упорядочивала звучание своего рода мозаичной равномерностью. Тональные решения, равно как и пестрота цвета, ей не были свойственны. И поталь она использовала достаточно умеренно, украшая ею лепные розетки и самые главные части фигур и одежды: плечи, головные уборы, серьги. Ее работы производят впечатление основательности, спокойствия, светлой радости бытия.

Скульптуры больших размеров в творчестве Безденежных были данью моде и скорее исключением; в основном ее работы тяготеют к миниатюре, особенно жанровые композиции. Во многих из них главными действующими лицами являются дети, участвующие в разнообразных сценках: «Пастух с лошадьми», «Сидящие музыканты», «Девушка поит корову», «Уборка капусты», «Оркестр (Музыканты)». Особенную славу мастерице принесли две последние композиции, которые она переняла от матери, а сама часто повторяла, несколько видоизменяя формы пластины, количество участников, их одежду, атрибуты. Свойственная дымковской пластике «игрушечность», наивная прелесть образов сочетаются с живой наблюдательностью и остроумными находками в воплощении примет подлинной жизни. Так, в «Уборке капусты» в зеленых цветах с упругими венчиками и круглой белой сердцевиной без труда узнаются капустные кочны. Серьезны и сосредоточенны музыканты небольшого оркестра, послушные застывшему в характерной позе дирижеру. В таких небольших композициях мастерица применяла раскраску фигурок, лишь на передниках и юбках используя скромный мелкий орнамент. Ритмичное расположение фигур на пластине, распределение цветовых пятен. чередование раскраски с росписью - все это придает произведениям Безденежных ровный, спокойный, размеренный характер. Но само исполнение любой вещи отмечено изяществом, легкостью и отточенностью выразительных средств. Достаточно обратить внимание на то, как легко, непрерывной тонкой линией нарисована упряжь на мордах коней, полосы их грив; ровно, с одинаковыми промежутками фона написан орнамент. Как и Е. А. Кошкина, Безденежных белила не только внешнюю поверхность колокола юбок, но и внутреннюю.

«Детскость» персонажей иногда присуща не только людям, но и ее животным: коровам, копям, собакам. Заботливой мамашей выглядит важная и нарядная курица с пятью цыплятами, спрятавшимися у нее под крыльями, как под шатром.

Особое место среди игрушек Безденежных принадлежит птице сороке. Этот образ, пришедший в дымковскую пластику, по-видимому, под влиянием деревянной токарной игрушки 1930-х годов, нашел в ее творчестве оригинальное воплощение. Сорока превратилась в сидящую сказочную птицу с короной на маленькой головке, поднятым веером хвостом и прижатыми к телу крыльями. Лаконичной пластике противоположен мелкий геометрический орнамент росписи, придающий образу беспокойство, внутреннее движение. Лишь круглое основание и поза птицы напоминают истоки композиции. Так дымковские мастерицы подчиняли пришедшее извне своему искусству. Сорока со временем стала одним из его классических образцов.

В 1960-1964 годах Безденежных возглавляла художественный совет дымковских мастерских. У неё училась целая плеяда молодых. В 1962 году Безденежных была присуждена большая серебряная медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР.

Совсем другого характера игрушки Л. Н. Никулиной. Хотя навыки мастерства она получила у своей родной тетки К. И. Пенкиной, раскрашивая в 1940-е годы ее игрушки, в собственном творчестве Никулина нисколько не была па нее похожа. Деньшин писал, что она «увлекается композициями на разные темы», что «при ее немолодом возрасте и позднем желании овладеть лепкой и окраской игрушек» это - верный путь, и некоторые сценки, ею вылепленные, «очень удачны».

Однако в наследии Никулиной сравнительно немного жанровых композиций, большинство ее произведений - это традиционные фигурки небольших размеров. Тематически их круг довольно ограничен, зато разнообразен в вариантах интерпретации каждого сюжета. Дамы, барыни, няньки и водоноски, сцены катанья в лодке, особенно любимые скоморохи на козлах, одетых в штаны с оборками; медведи, наездники на петухе, музыканты - таковы главные герои ее игрушек. По существу, повторяя классические сюжеты, варьируя привычные детали и атрибуты как в лепке, так и в росписи, Никулина выразила оригинальность своего почерка не во внешних поисках новых композиционных решений, а в особенностях общего стиля и образного характера игрушек. Они миниатюрны, скромны и незамысловаты, монолитны в пластике, ограниченной минимумом лепных деталей, просты и определенны в росписи и раскраске. Фигурки выделяются удлиненными пропорциями, высоким прямым конусом юбок у женских персонажей. Колокол изнутри обычно побелен полностью, купол оставлен в натуральном цвете обожженной глины.