Дымковская игрушка

1940-1950-е годы. Первые ученики и последователи - Часть III

Возрождение дымковской игрушки сопровождалось ростом ее популярности, которой в немалой мере способствовали статьи и заметки, регулярно появлявшиеся в газете «Кировская правда» и других органах периодической печати. В них помещались фотографии старейших мастериц с молодыми ученицами, в гостях у детей в детском саду и т.п.

Заботу об игрушке проявляли и ведомственные организации. Так в феврале 1944 года в протоколе заседания президиума Всекохудожника записано: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшем вовлечении новых кадров по этому виду творчества».

В марте 1945 года президиум снова предлагает упорядочить работу по производству дымковской игрушки, улучшению ее качества, увеличению количества, снижению высоких отпускных цен, увеличению прочности произведений, особенно окраски, подготовке новых кадров. «Учитывая преклонный возраст ведущих мастеров, в целях осуществления преемственности в мастерстве и повышении художественного качества игрушки, наглядности в обучении новых кадров - создать в Товариществе коллекцию лучших образцов игрушки. Разрешить Товариществу для этой цели израсходовать в 1946 году 15 тысяч рублей». Для улучшения условий труда выделялись деньги на аренду помещения для мастериц, оборудования в нем печи для обжига, на приобретение необходимого инвентаря, транспорта, регулярную поставку через местные колхозы и совхозы необходимых в качестве технического сырья молока и яиц. Однако многое из этих планов оказалось осуществленным значительно позднее. А пока мастерицы создают свои произведения в прежних условиях, участвуют на выставках разного ранга, в том число международных, обучают молодых.

Но старшее поколение начинает уходить из жизни. В 1948 умерла Е. И. Панкина. Тяжело заболела и в 1953 году умерла Е. А. Кошкина. В декабре 1948 года скончался А. И. Деньшин. Не только мастерицы лишились своего верного друга и советчика, промысел фактически остался без руководителя, человека, который в течение нескольких десятилетий заботился о нем, как о своем детище, помогал его успешному развитию. Эта потеря, наряду с наступившим в начале 1950-х годов сложным периодом в жизни всех промыслов и народного искусства в целом, привели к кризисному состоянию и дымковскую игрушку. Если в 1930-е годы она испытывала последствия разноголосицы мнений в отношении развития игрушки вообще, то в первой половине 1950-х годов к ним прибавились организационные трудности.

18 апреля 1952 года правление Всекохудожника слушало отчет художника М. А. Бирштейна о поездке в Кировское Товарищество. В нем говорилось: «В тяжелом положении находится производство дымковской игрушки. В настоящее время работают только две мастерицы дымковской игрушки, новые кадры не обучаются. Товарищество не имеет помещения и оборудования для налаживания производства». Нашлись люди, которые хотели вообще прекратить производство дымковской игрушки. Один из служащих Кировского Товарищества художников писал в Москву: «Считаю целесообразным с производства Товарищества дымковскую игрушку сиять как не имеющую идеологической ценности, дорогостоящую, малорентабельную и не имеющую спроса у потребителя, тем более, что числящиеся па работе в Товариществе 3 мастерицы дымковской игрушки имеют преклонный возраст (50-65 лет), постоянно болеют, с должной нагрузкой работать не могут, попытки же Товарищества создать новые кадры безуспешны».

В мае 1953 года Всекохудожник был упразднен, а предприятия его были переданы совету промкооперации РСФСР или Художественному фонду при оргкомитете Союза художников СССР. Дымковскую игрушку передали Кировской промартели «Игрушка», где делали мягкую игрушку и ценили ее не столько за искусство, сколько за величину. С 7 августа 1953 года в артель были переведены три квалифицированные мастерицы - Е. И. Косе, 3. Ф. Безденежных и О. И. Коновалова. Трудно было им работать в чужих условиях и при недружелюбном отношении к дымковской игрушке, которое ощущалось в промартели. Но под давлением Кировского отделения Союза художников РСФСР и его председателя скульптора М. М. Кошкина в июле 1955 года были заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц: 3. Ф. Безденежных учила Е. 3. Кошкину, Е. И. Косе - 3. И. Чарушину и А. В. Шихову, а О. И. Коновалова - Е. А. Перминову. В то же время в октябре 1955 года член правления Художественного фонда СССР, известный искусствовед, заслуженный деятель искусств РСФСР М. П. Сокольников внес предложение принять производство дымковской игрушки в систему Художественного фонда СССР. Предложение было принято. Однако до фактической передачи промысла в ведение Худфонда прошло еще несколько лет, в течение которых большую заботу и внимание к дымковской игрушке проявляло Кировское отделение Союза художников и его бессменный до 1960 года председатель М. М. Кошкин.

На 1 июля 1956 года работало восемь мастериц дымковской игрушки. Кроме названных трех старейших и четырех учениц, в их число входила 3. В. Пенкина, сноха и ученица Е. И. Пенкиной, официально зачисленная в артель в марте 1955 года.



Рекомендуем

Городецкая роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет