Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть VII

Свой собственный типаж создала Иванова и в изображениях барынь. Каждая наделена особым характером, который раскрывается мастером через обилие деталей. Барыни Ивановой не просто нарядны. Каждая словно демонстрирует необычный фасон платья, украшенного топко вылепленными воланами, рюшами, оригинальными узорами орнаментальной росписи. Костюм дополняют ряды бус, яркие серьги, шляпки разнообразных фасонов, перчатки, зонтики, сумочки. Округлые лица с губками-«бантиком» и кругами румян передают тип миловидной, легкой, веселой дамы. Несмотря па укрупненные размеры, подобные работы убеждают мастерством исполнения, гармоничным соответствием пластических и живописных средств в создании образа.

Отдавая должное расширению круга тем и сюжетным находкам в творчестве многих дымковских мастериц, заметим, что чисто тематический подход к этому искусству обедняет его художественные особенности и возможности, в частности, пластические. Как бы ни были остроумно и весело переданы многофигурные сценки, сама повествовательность, сюжетная канва неизбежно отвлекает от средств ее воплощения. Отсюда индивидуальность почерка некоторых авторов проявляется больше в избирательном отношении к сюжету, чем собственно в пластике и росписи.

Еще одну группу мастериц отличают индивидуальные живописные особенности, собственное понимание декоративных возможностей цвета и его взаимодействия с дымковской пластикой. К их числу относятся А. В. Кузьминых, Н. П. Трухина, Л. С. Фалалеева и В. П. Племянникова. Они совсем разные в творчестве. Но если Кузьминых свои колористические пристрастия проявляет в традиционных темах и сюжетах, то три остальные сочетают живописные качества с большим диапазоном сюжетно-тематических поисков и повествовательностью.

А. В. Кузьминых придерживается ограниченного круга образов. Но она нашла для него свою индивидуальную тональную палитру и типаж, которые развивает уже на протяжении многих лет. Чаще всего мастерица лепит фигурки барынь, водоносок, индюков, оленей, козлов. Они в меру укрупнены, лаконичны в лепке.

Особенно выразительны ее барыни. Лишь шляпка с украшением, один предмет в руке и скромные воланы на рукавах платья нарушают монолитность силуэта. Своеобразно лепит мастерица колокол юбки - часто без оборок, как бы оголенный, но не пологий конический, а более отвесный и резко сужающийся в талии. Такая устойчивая форма усугубляет черты твердости в характере барынь. Контрастны пластике блеклые розовые, сиреневые, зеленоватые, палевые тона росписи. Традиционные формы орнаментальных кругов и горошин вторят сферической округлости юбок, а в цвете гармоничны с гладкоокрашенными кофтами. Нежные и изысканные оттенки цвета подчеркивают типы чванливых, задиристых, даже злых модниц.

Те же особенности пластики и колорита присущи фигуркам нянек и водоносок, но гротескность образных характеристик здесь несколько смягчена.

Кузьминых первая среди дымковских мастериц обратилась к миниатюре. Созданные его в прошлом фигурки трех - шести сантиметров высотой и сегодня привлекательны декоративностью, отточенным мастерством.

Игрушки Н. П. Трухина отличаются особым многообразием тем, сюжетов, образов и средств их воплощения как в отдельных фигурах, так и в сложных композиционных группах, то близких, то весьма внушительных размеров. И во всех работах ярко выявляется индивидуальность автора в понимании традиционного искусства. «Игрушку л традиции местного искусства вижу в развитии. Наша игрушка постоянно обогащается, становится сложнее в лепке и богаче в росписи». Эти слова мастерицы относятся прежде всего к её собственному творчеству.

Среди многих персонажей Трухиной своей оригинальностью выделяются нарядные барыни и индюки. Слово «барыня» не очень отвечает содержанию образа. Скорее это тип празднично разодетой элегантной дамы с замкнутым выражением лица, персонаж из особого мира образов дымковского искусства, где действуют своп законы «правды-вымысла». Трухина создала огромное число вариантов подобных дам, каждый раз по-новому интерпретируя их одежду с лепными оборками, расположенными вдоль, поперек или волнистыми рядами, покрой больших шляп, предметы в руках и другие детали. Роспись большинства варьируется в синей, красно-вишневой или малиновой гамме, которая организует колористическое решение образа в целом. В такой продуманности созвучия красок, в слиянии лепки с росписью и соподчиненности всех деталей Трухина следует принципам творчества Е. И. Косс-Деньшиной.

Индюки Трухиной подчас огромных размеров, это сказочные царь-птицы, также изукрашенные множеством лепных оборок и богатой орнаментальной росписью. Орнаменты мастерицы традиционны по мотивам, но складываются в разнообразные композиции и сочетания в зависимости от размеров и характера украшаемой поверхности. Она не стремится к выверенности и геометрической правильности узоров, сохраняющих живое движение руки.

Барыни и индюки Трухиной ярче всего выражают колористические особенности ее творчества. При общей цветовой насыщенности игрушки отличаются индивидуальной гаммой, в которой доминируют своеобразные оттенки красных, синих, оранжевых красок, красивые и глубокие по звучанию. Их дополняют разбеленные зеленые, розовые, желтые, что в целом придает произведениям необходимое цветовое равновесие.