Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть VI

Так, стол в «Чаепитии» Ворожцовой становится не только смысловым центром композиции, но буквально удерживает своей массой фигуры и сидящих за ним, и стоящей женщины с караваем хлеба. Это произведение в своей веселой игрушке гости сохраняет ощущение характерности и ритуальной значительности чаепития в крестьянском быту. Округлые формы крепких приземистых фигурок, широкие открытые лица, простой деревенский наряд с клетчатыми пестрядинными юбками отражают реальные приметы народной жизни. Даже сказочный Емеля с ведрами или на санях с дровами предстает у Ворожцовой обычным веселым деревенским парнем. Локальная окраска с одним доминирующим цветом и равновесием дополнительных, с минимумом орнаментальных деталей сопровождает незамысловатую лепку этих произведений. В сравнении с Ворожцовой Попыванова более склонна к миниатюрности пластики. Характерные для пес фигурки наездника па поросятах, льва и собачки при малых размерах отличаются выразительными типажами, отработанностью форм.

У Г. И. Барановой сюжет одной композиции нередко развивается в другой. Так, «Свидание с моряком под яблоней» показывает девушку с косой, которую развлекает игрой па гармошке морячок. А в «Семье моряка» тот же персонаж уже с ребенком па руках идет рядом с нарядной дамой. Целая серия композиций посвящена мастерицей жизни северян. В таком же жанровом ключе трактует она многие сказочные темы.

Игрушкам Барановой свойственны тщательность и аккуратность исполнения как лепки, так и росписи. Последняя всегда равномерна в цвете, в ней не бывает активно вырывающихся из общей гаммы пятен. Тщательно пишет мастерица орнаменты на платьях, разделывая их округлый рисунок дополнительными росчерками.

Баранова обыгрывает каждую деталь, уточняет ею место действия или характер персонажа. Склонность к подробностям иногда намеренно иллюстративна. Пример тому «Коза и семеро козлят» - один из любимых сказочных сюжетов мастерицы. Автор буквально следует за содержанием сказки. Точно малые дети козлята резвятся, лазают по печке, грызут капусту, которую принесла в корзине коза. Разными размерами миниатюрных фигурок передан возраст козлят. Как и во всех дымковских композициях, здесь черты подлинной жизни совмещены с их условным воплощением. Сценке придан шутливый, радостный настрой.

В творчестве В. П. Красиковой и Л. А. Ивановой повествовательность выражается не только в многофигурных произведениях, но в целых наборах из отдельных фигур и небольших композиций. Соединенные вместе и расставленные в обусловленном автором порядке, такие группы передают замысел подробно, раскрывают содержание множеством деталей.

В работах Красиковой главенствуют три темы: деревенская, с отражением праздничной стороны народной жизни, цирковые сцены и жизнь лесных зверей. В выборе сюжетов и их воплощении автор очень самостоятельна. Её персонажи всегда активны и изображены в действии.

Характерно одно из последних произведений мастерицы «Лесное медовъе». Композиция состоит из семи частей. Забавные медведи лезут на деревья, заготавливают мед, пробуют его, катают бочки, спорят с пасечником. Автор варьирует сложившийся в дымковской пластике образ смешного неуклюжего зверя. Обусловленный этим образом сумрачный коричневый цвет Красикова старается оживить зелеными деревьями и нарядным оперением сидящих на них птиц, скромной орнаментальной росписью ульев. Поставленные вместе группы этой многочастной композиции создают впечатление игрушечного лесного пейзажа, в котором происходит сказочное действие.

Цирковые сценки давали Красиковой большую возможность выявить эмоциональность росписи. «Клоуны на свиньях» воплощают шумливо-праздничный нарядный мир цирка, помимо самих персонажей, также обилием лепных деталей, яркими красками, дробностью орнаментов. Но если в многофигурных наборах Красикова неистощима на выдумку частностей, то в отдельно стоящих фигурах она умела создавать образы-типы, выразительные человеческие характеры. Такова ее чопорно самодовольная «Гуляющая пара».

Иное образное содержание свойственно творчеству Л. А. Ивановой, хотя и она отдала дань любви цирковым сценам, а в выразительных средствах близка Красиковой повествовательной многоречивостью. Произведения Ивановой разнообразны по сюжетам: ей равно удаются и сказочные, и литературные, и жанрово-бытовые композиции. Искренне стремится она передать средствами дымковской пластики современную жизнь. Одна из таких интересных попыток - композиция «Обед па сенокосе». Герои этой жанровой сцепки отдыхают на фоне стога сена. Несмотря на большой объем глиняной массы, изображение сохраняет ощущение легкости сена, сложенного в характерную форму стога. Каждый персонаж обрисован довольно подробно. Цветовое решение строится на естественных для природы этой поры желто-оранжевых красках, в сравнении с которыми выделяются яркие красные и синие пятна одежды. Фигуры объединены пластиной.

В последние годы мастерица увлеченно повторяет в разных вариантах многофигурную композицию-набор «Цирк». Её составляют образы акробатов, наездников, жонглеров, клоунов, дрессированных собачек, гусей и т.п. Эти фигурки можно по-разному компоновать на плоскости, ограниченной специально вылепленным бортом арены и задником-занавесом. Такое использование принципов макета-декорации спорно для дымковского искусства. Все персонажи этого произведения с большой выразительностью решены традиционными средствами и вкупе передают ликующе-праздничную атмосферу цирковых аттракционов. Слишком натуральные детали вносят в чуждуюиллюстративность.