Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть V

Другая группа мастериц развивает главным образом сюжетно-повествовательное направление в дымковской игрушке. В этом плане работают многие представители рассматриваемого поколения: 3. И. Казакова, А. И. Ворожцова и А. Ф. Попыванова, Г. И. Баранова и Н. П. Борнякова, В. П. Красикова и Л. А. Иванова. Наряду с традиционными образами и композициями каждая из них обогатила дымковское искусство новыми темами и сюжетами: жанрово-бытовыми, сказочными, литературными. В них отразился не только индивидуальный почерк мастера в избирательном отношении к конкретным темам и персонажам, в их воплощении средствами дымковской лепки и росписи. Всем им присуще и нечто общее - желание более подробно рассказать о своих героях, используя приемы повествовательности в самом построении композиции, развивающей ее сюжетную подоплеку, в характеристике отдельных персонажей через детали и атрибуты или в обоих направлениях вместе.

Насколько точно найденные детали способны дать новое содержание традиционному образу, можно видеть на ряде примеров из творчества Н. П. Борняковой. Обычный сюжет - кормилица с детьми - она превратила в изображение «Учительницы». Высокая женщина с раскрытой книгой в руках окружена детворой в школьной форме. Расположение фигур повторяет «Многодетную мать» 3. В. Пенкиной. но образное решение здесь иное, и его во многом определяют детали одежды, предметы. Строгое клетчатое платье учительницы, сумки и портфели детей, белые форменные передники и байты в волосах девочек - каждая деталь продумана и существенна в характеристике персонажа. Произведение строится на противопоставлении крупной, весомой в лепке фигуры учительницы и миниатюрных детских, спокойствия ее лица и удивления малышей, общей монохромной желто-оранжевой колористической гаммы и ярких синих и зеленых пятен деталей. Как и многие работы Борняковой, композицию отличает мягкий юмор.

К числу ее удачных работ принадлежат фигурки «мужичков». В отличие от аналогичных персонажей Сухановой, у Борняковой они довольные, оборотистые. Приземистые крепыши и здоровяки с кудрявыми черными или рыжими волосами и бородами легко справляются с медведем («Медведя поймал»), торгуют щенками, играют на балалайке пли гармошке - мастерица находит им множество занятий. Но во всех этих образах-типах есть острота гротескного преувеличения, добрая насмешка.

Нарядную мамашу-курицу с цыплятами и гордо поглядывающего на нее красавца-петуха Борнякова трактует как семейную пару. И снова традиционным образам найдена авторская интерпретация, выраженная также с помощью активных лепных и расписных деталей. Силуэты фигур дробятся воланами крыльев, рядами оборок на груди, вылепленными розетками на хвостах. И все это расцвечено солнечными красно-оранжевыми красками, яркое звучание которых подчеркивают зеленые и синие круги-розетки.

Если в произведениях Борняковой больше отдельно стоящих фигур, а потому она рассказывает о них главным образом с помощью деталей, то 3. И. Казакова предпочитает групповые композиции со многими действующими лицами. Сюжеты их часто отражают жизнь сельской молодежи. Одно из произведений так и названо - «Веселая молодежь». В фигурках нарядных парней и девушек на деревенских посиделках, в позе лихо отплясывающей героини запечатлена живая реальная сценка. Автор стремится каждому персонажу придать характерные черты, используя для этого соответствующие детали в лепке и росписи.

Знаменитой в творчестве 3. И. Казаковой стала композиция «Играют в шашки». Она восходит к типу старинной игрушки «гости за круглым столом», который часто повторяла А. А. Мезрина. Сценка, исполненная Казаковой, невольно вызывает улыбку - так сосредоточенно серьезны поглощенные игрой два человечка, сидящие в креслах один против другого. Композиция почти симметрична и уравновешенна в чередовании типичных для почерка мастерицы открытых звонких красок: красных, синих, зеленых, желтых.

Авторской особенностью Казаковой являются также сценки с изображением домашних животных - козлов, баранов, собачек. В этом она продолжает сюжетную линию творчества своей учительницы О. И. Коноваловой. «Приятного аппетита!», «Козлики», «У конуры» - каждая такая групповая сценка лирична, согрета ласковым отношением к героям. Несколько миниатюрных фигурок располагаются на небольшой пластине, обозначающей часть двора, где происходит действие. Автор передает суетливость типичных для дымковской игрушкисобачек-пустолаек, белых с черными ушами и хвостами. В таких произведениях яркость цвета уступает место скупой раскраске. Но иногда пластины 3. И. Казаковой настолько перенасыщены фигурками, что трудно найти главную точку зрения на композицию. Однако этот недостаток искупается живостью характеров персонажей. Сюжеты произведений А. И. Ворожцовой и А. Ф. Попывановой связаны главным образом с жизнью деревни. Их герои спокойно занимаются повседневными делами: пастух пасет стадо, охотник возвращается с добычей, на скамеечке отдыхает семья, парень с девушкой на свидании. Фигуры подчас объединяются не пластиной-основанием, а предметом, вокруг которого происходит само действие.



Рекомендуем

Городецкая роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет