Дымковская игрушка

1970-1980-е годы. Современные поколения мастериц - Часть IV

Привычные персонажи становятся героями новых композиций на сказочные сюжеты («Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Кукушка и петух»), или на увиденные в жизни, где выражена тема общения человека с природой («Грачи прилетели», «Проводы русской зимы», «Птицы на деревьях» и другие). Но в этих работах уже сказывается повествовательное начало, хотя и в достаточно лаконичной форме. Один-два персонажа на небольшой пластине передают живые сценки, простодушные и непосредственные. Таковы «Грачи прилетели». Здесь роспись в золотисто-желтые и охристые тона становится символом весеннего тепла и солнечного света. Не отличаются сюжетным разнообразием и работы Е. А. Смирновой. Особенностью ее творческого почерка является внимание к лепке, способность передать характер героя вариантом пластического решения. Она стремится подчеркнуть материальность глины. Не всегда это дает желаемый результат, некоторые ее барыни излишне тяжелы, массивны и грубоваты. Но в лучших произведениях мастерица достигает пластической выразительности, монументальности, образа. К их числу принадлежит «Барыня с собачкой» с пухлыми щеками, дородная, величественная, надменная. Ее крупным формам вторят кольца-круги на юбке. Глубину доминирующего красивого красного цвета оттеняют черная шляпа и пятнистая собачка. Это образ-тип, яркий характер, не часто встречающийся в современной дымковской пластике.

По признанию Смирновой, больше всего она любит лепить животных. По-видимому, она унаследовала эту любовь от своего учителя - О. И. Коноваловой. Но мастерица ни в чем ей не подражает. В отличие от повествовательности композиций Коноваловой отдельно стоящие фигурки Смирновой привлекают лаконичной пластикой. Особую славу принесли ей кони-«трехголовки», свистульки с солнечными кругами на груди, которые, кроме Смирновой, сегодня, пожалуй, уже никто из мастериц не делает. Ею исполнено множество вариантов этой старинной игрушки, отличающихся размерами, наклоном конских голов, их лепкой, рисунком грив, орнаментальными мотивами, цветовыми сочетаниями.

Свою способность создавать бесчисленные варианты одного сюжета Смирнова особенно ярко продемонстрировала в многофигурной, состоящей из тридцати четырех деталей композиции «В ночном», впервые исполненной в 1977 году. Как в свое время 3. В. Пенкина в «Многодетной матери», она нашла остроумное воплощение новой темы не только традиционными средствами, но самими образами. Фигуры всадников и многочисленных копей, помещенные среди цветов и деревьев, передают сцену, вполне отвечающую названию. Поразительна интерпретация коней: при одинаковых позах и типе (с настороженно вытянутыми шеями) каждый из mix индивидуален в нюансах рисунка и цвета традиционного орнамента из горошин ГУ полос. Поставленные вместе, фигурки коней и всадников впереди них рождают ритм мерного движения. Маленькие лепные цветочки и кустики, как часть вместо целого, уточняют место действия и тем самым объединяют композицию. По-своему оживила традиционные образы и Н. Н. Суханова, яркая индивидуальность которой определяет её особое место в истории дымковской игрушки.

Обычно пишут, что персонажи Н. Н. Сухановой отражают типы старой Вятки, которую мастерица помнит с детства.

Такое объяснение говорит лишь о происхождении сюжетов, известных по игрушке начала XX века. Барыни, няньки-кормилицы с детьми, гуляющие дамы и кавалеры, торговцы и мужички Сухановой далеки не только от воспроизведения реальных типов, но и от старинной дымковской игрушки, в которой приметы жизни уездного города более ощутимы.

Мир образов Сухановой - это сказка, наполненная отдельными реалиями, подчиненными особенному эмоциональному строю творчества мастерицы. Ее образы не только праздничны, нарядны, радостны, что вообще характерно для дымковской игрушки. Они овеяны нежной грустью, хрупки; их мажорный цветовой строй лиричен и негромок. В нем преобладают желто-оранжевые, малиново-розовые, неярких оттенков зеленые и синие краски.

Небольших размеров, подчас миниатюрные, фигурки Сухановой всегда изящны. Одна-две точные лепные детали существенно дополняют образ. Острые торчащие носики на маленьких головках и мелкий рисунок придают лицам характерное выражение удивленного любопытства. Смешные мужички с птицами, портфелями, гармошками, неизменными усами и бородкой, не грубыми лепными, а тонко нарисованными, будто и заняты делами, но не производят впечатления деловых и практичных. Как в лучших старых произведениях, игрушки-типы Сухановой, составленные и групповые композиции, приобретают более активное образное содержание. Песенные, сказочные темы мастерица также воплощала средствами традиционных образов.

Свои характеры есть и у изображенных Сухановой птиц и животных. Ее корова с приподнятой и вытянутой мордой словно издает протяжное мычание. В отличие от обычных черных или коричневых пятен роспись ее орнаментальна, за что Е. Косс-Деньшина назвала корову Сухановой «ситцевой».

Можно спорить о том, что вдохновило мастерицу на создание образов любимых ею плывущих рыб, напоминающих подчас героев книжных иллюстраций и мультфильмов. Но нельзя отказать им в характерности, декоративности лепки и росписи.

Каждый персонаж Сухановой - это меткий тип-характер, смешной и грустный, нежный и беспомощный, веселый и любопытный, но живущий в своем особенном и неповторимом мире, рожденном самобытным талантом мастерицы. Ее работам свойственно редкое качество: удивительное соответствие пластики и росписи содержанию образов, их гармония.