Дымковская игрушка

Послереволюционное десятилетие. А.А. Мезрина - Часть II

В 1922 году при музее был организован Московским техникумом кустарной промышленности отдел художественной игрушки с целью создания инструкторов по игрушечному делу, научному руководству в проектировании новых образцов. Музеем организовывались выставки игрушки как внутри страны, так и за рубежом. Первой среди них была выставка «Искусство в жизни ребенка», прошедшая в 1919 году в Аничковом дворце в Петрограде. На ней экспонировались игрушки из коллекций А. Н. Бенуа и Л. Г. Оршанского.

Особое значение для государства в то время имел экспорт кустарных игрушек, их популярность за рубежом, дававшая необходимую стране валюту. Народные игрушки вывозились в большом количестве и продавались на выставках. Их сопровождали, как правило, известные специалисты. Так, литературный еженедельник «Зори» в 1924 году в заметке «О русской игрушке» сообщал, что Л.Г. Оршанский вывез в Германию два вагона русских кустарных игрушек, которые были целиком распроданы.

В обширную и разнообразную деятельность в области народной игрушки активно включился и А. И. Деньшин. Он ездил по Вятской губернии, изучал игрушки на местах, собирал коллекции, фиксировал и фотографировал мастеров, читал лекции о разных видах игрушки, делал доклады, пополнял игрушками местные, а затем и столичные музеи. И в первую очередь, это была популяризация дымковской глиняной пластики, особенно творчества любимой Деньшиным А. А. Мезриной. Переиздавая в 1926 году свою книгу о вятских глиняных игрушках, он уже целиком посвящает ее творчеству выдающейся дымковской мастерицы.

Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам А. И. Деньшина конец 1910-х - 1920-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной. Уже в весьма солидном возрасте, ободренная вниманием и заботой государства, тем паломничеством, которое возникло в ее более чем скромную избу, стоявшую во дворе дома бывшего предпринимателя и мастера гипсовых отливок И. П. Караваева, Мезрина именно в это время создала огромное количество произведений, хранящихся ныне в наших музеях. Творчество этой мастерицы действительно уникальное явление в дымковском промысле. Оно служит примером неисчерпаемых возможностей народного таланта, неподвластного ни возрасту, ни трудностям жизни, щедро выплескивающего свою силу и мастерство, движимого сознанием нужности людям.

Мезрина была потомственной дымковской мастерицей. Игрушки лепила бабушка - первая ее учительница, мать - Дарья Константиновна Никулина, родная сестра - Марья Афанасьевна Лалетина. Ручной труд кормил семью,был единственным источником ее существования. В 1913 году, овдовев, А. А. Мезрина осталась со старшей дочерью, которая также с детства помогала матери в лепке и раскраске игрушек.

О работах Мезриной, выполненных до Октябрьской революции, шла речь в предыдущей главе. В них уже вполне выявился ее своеобразный авторский почерк. В конце 1910-х - 1920-е годы он обрел новые черты, открыв иной период ее творчества. Труд для заработка соединился с возможностью выразить себя полнее в искусстве, в деятельности для музеев и собирателей народной игрушки, ее ценителей и почитателей.

При первом взгляде на игрушки Мезриной этого времени заметны их новые качества: явное предпочтение укрупненным размерам, которыми в дореволюционное время отличались лишь единичные экземпляры, усилившаяся декоративность и яркость росписи. На наш взгляд, этому было две причины. Одна из них - влияние рисунков из книги Деньшина, ставшей для мастерицы своего рода пособием. И масштабы рисованных игрушек, и декоративная манера их интерпретации сказались на делавшихся по этим образцам произведениях. Нет оснований утверждать, что Мезрина буквально копировала рисунки Денышина, но определенное влияние на ее творчество они оказали. У А. А. Мезриной были рисунки игрушек, выполненные А. И. Деньшиным в 1917-1919 годах, которые Кировский художественный музей приобрел в 1977 году у её дочери О.И. Коноваловой. Кроме того, в очерке Б. А. Пильняка упоминается, будто Анна Афанасьевна говорила: «По книге леплю, а сама неграмотная». И хотя этот очерк - литературное произведение, многие приведенные в нём факты достоверны.

Другая причина новых качеств игрушек Мезриной, на наш взгляд, кроется в том, что само создание их стало более «самоценным», в нем важным было не столько количество для заработка, сколько качества искусства, внимание и интерес к тем аспектам труда и творчества, которые раньше были вне сознания мастериц. Не случайно Мезрина по-особому торжественно относилась к музеям, старалась сделать для них как можно лучше. Возможно, по этой же причине размеры ее фигурок стали соответствовать самому высокому сорту игрушек по старому ассортименту. Желание полнее выразить все свои способности, вероятно, сопровождаемое соответствующими советами Деньшина, привело к усилению декоративного начала в игрушках, выразившемуся прежде всего в яркости цветового решения и появлении орнамента в росписи.