Дымковская игрушка

Послереволюционное десятилетие. А.А. Мезрина

Несмотря на разруху, гражданскую войну и иностранную интервенцию, Советское государство сразу же приняло на себя заботы о культуре и искусстве, в том числе и о народном творчестве. 26 апреля 1919 года В. И. Лениным и М. И. Калининым был подписан декрет «О мерах содействия кустарной промышленности», а за ним появился ряд других постановлений, объявляющих кустарные народные промыслы ценным культурным достоянием прошлого и современности. Всем заинтересованным организациям предлагалось всячески содействовать народным мастерам в возрождении их творческой деятельности.

Народное искусство рассматривалось в это время как часть национальной художественной культуры, как почва для возрождения отечественной художественной промышленности. Для обсуждения этих проблем 15-25 августа 1919 года в Москве состоялась Всероссийская конференция по художественной промышленности. Выступавшие на ней художники и специалисты говорили о необходимости создания кустарных школ и мастерских, привлечения в них талантливых мастеров, бережного направления их творчества. «Задача каждой кустарной школы - задача большая и ответственная, всеми средствами способствовать развитию и проявлению народного творчества, относясь чутко, не навязывая ему чуждого, несвойственного, оберегая индивидуальность». На конференции выступил нарком просвещения А. В. Луначарский, речь которого была своеобразной программой действий Отдела ИЗО Наркомпроса по возрождению художественной промышленности, в осуществлении которой главное место принадлежало народному искусству.

«В русском народном творчестве есть богатые залежи художественной культуры, которые художники должны извлекать, развивать и совершенствовать», - говорилось в одном из докладов.

В конференции участвовали два представителя Вятки - художник Л. А. Плетнев, один из собирателей дымковской игрушки, и скульптор 3. Д. Клобукова. Последняя говорила, что скульптура в Вятке развивается главным образом как народное искусство, ею живет слобода Дымково. Докладчица сетовала, что за последние два года и особенно в 1919 году традиционного вятского праздника Свистуньи почти не было. Причину она видела в недостатке материала для мастеров. Но вряд ли причина была в этом. Скорее всего сказывались послевоенная разруха, общая ломка старого народного быта, ибо при благоприятных условиях дымковские мастера быстро вернулись к творчеству и недостатка в глине не испытывали.

В подъеме народного творчества, в его популяризации большую роль в это время играли выставки. Важнейшей среди них была выставка крестьянского искусства, открывшаяся в декабре 1921 года в Историческом музее в Москве. Она впервые познакомила зрителей со старинными предметами народного быта как явлением искусства, художественного творчества, а не только материальной культуры. Эта выставка стала своего рода вехой и в изучении народного искусства, в становлении советской науки о нем. Как произведения народной скульптуры из глины на ней экспонировалась и дымковская игрушка.

«Научное изучение крестьянского искусства и художественного быта деревни (прошлой и современной)» объявлялось в 1920-е годы одной из основных задач научной политики Художественного отдела Главнауки.

Государственные позиции в отношении к народному искусству и кустарной промышленности выражал в своих статьях и выступлениях А.В. Луначарский. Он отмечал некоторые художественные особенности и закономерности народного искусства, общие для всех народов, - единство общественного и личного (то есть коллективного и индивидуального), ремесленную основу и роль в ней природы материала, традиционность.

Многие общие проблемы народного искусства сказывались на таком своеобразном его виде, как кустарная игрушка. Луначарский отмечал ее двойную роль в современной жизни - как предмета кустарной промышленности для завоевания внутреннего и внешнего рынка и как средства «всестороннего развития души ребенка».

Игрушке как средству воспитания молодого поколения уделялось в 1920-е годы особое внимание. Под руководством и при деятельном участии Н.Д. Бартрама в 1918 году был основан и 7 ноября 1920 года открыт Музей игрушки в Москве, ставший своего рода научно-методическим центром её создания, возрождения, изучения и популяризации. Самостоятельным в музее был подотдел крестьянской игрушки, куда вошли и коллекции вятской глиняной пластики.

В печати того времени появилось много статей о деятельности нового музея и о народной игрушке вообще. «Многоликость игрушки очевидна, ценность её разнообразна», - писал Н.Д. Бартрам. Деревянные и глиняные игрушки рассматривались как проявление скульптурного дара народных мастеров, нередко сопровождаемого колористическими достижениями. Отмечалась близость игрушки другим видам народного творчества в отражении жизни, особенно господской. «В веселом ремесле игрушечного творчества народ-художник так же отдыхал от трудовой страды, так же отводил свою душу, как и в песнях и плясках. Народ видел блестящую жизнь бар и, не имея возможности сравняться с нею в быту, тягался с нею в своих художественных думах», - писал Я. Тугендхольд.