Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть IX

Так же размеренно и аккуратно написаны лица: ровные короткие брови с острым взглядом точек-глаз, два крупных красных кружка румян и красная точка рта под бугорком-носом, исполненным в манере Е. А. Кошкиной - вертикальным защипом. Независимо от сюжета все персонажи Евдокии Захаровны похожи друг на друга, как близкие родственники.

В росписи Е. 3. Кошкина избегала яркости. В каждой игрушке есть один более активный цвет, которому вторят три-четыре приглушенные или разбеленные краски. Спокойные, ровные в оттенках, они создают своеобразную, только этой мастерице свойственную колористическую гамму. В ней всегда присутствует синий, желтый, оранжевый, розовый, необычного оттенка зеленый цвет, дополненные иногда черным и как частью палитры - белым фоном. Во многих работах 1970-х годов в нежной спокойной гамме ее росписи вполне уживаются характерные оттенки голубого, сиреневого, палевого, желтого, неяркого красного. И это умение привести в своеобразную гармонию, казалось бы,несопоставимые цветовые оттенки - еще одна из традиций искусства династии Кошкиных.

Евдокия Захаровна скромно использует поталь, а в ее орнаменте преобладают овальные и кольцевые мотивы, соответствующие гладким, округлым формам пластики.

Предпочитая отдельно стоящие фигурки, Кошкина иногда соединяет их в незатейливые жанровые композиции, по две фигуры на небольшой пластине-основании. Наряду с традиционными сюжетами - «Доярка с коровой», «Наездник на коне» (или олене), «Уборка капусты» (последнюю особенно любила 3. Ф. Безденежных), Кошкина нашла и свои современные темы. В 1970-е годы появилась целая серия «семейных сценок»: «Пара на скамейке», «Семейка в лесу». «Школьники за партой» и другие.

Композиции эти всегда симметричные, уравновешенные. Простота их построения сочетается с типичностью и жизненной убедительностью изображенного. В этих, как и во всех других сценках, мастерица подчеркивает неизменно заботливые, внимательные отношения героев. Как справедливо заметила одна из учениц Е. 3. Кошкиной, «почерк мастера обязательно зависит от внутреннего мира художника». И доброта самой Евдокии Захаровны передалась ее игрушкам.

Статная доярка стоит рядом с коровой, ласково касаясь ее спины. Точно украшение торчат бодливые рога. Заботливо кормит суетливо клюющих кур птичница. Терпеливо сносит свинья-мать толкающих ее поросят. А семейные сценки при всей кукольности персонажей подсказаны самой жизнью и отражают умение мастерицы передать непосредственные впечатления традиционными средствами дымковского искусства.

Особая страница в творчестве Е. 3. Кошкиной - изображение зверей и птиц. Если фигурки людей у нее достаточно однотипны, то в образах животных она находит множество характеров, тонко подмеченных повадок, воплощенных в бесчисленных вариантах.

Особенно выразительны свистульки - козлы, бараны, коровы, с уныло-дурашливыми выражениями морд и удивительно красивой орнаментальной росписью. Так же лаконичны в лепке характерно расписанные крупными кольцами важные индюки и хлопотливые мамаши-курицы, живо напоминающие свои реальные прототипы.


Нянька-кормилица

Произведения Е. 3. Кошкиной лишены монументальности образов ее родственниц - Е. А. Кошкиной и 3. Ф. Безденежных. Они камерного плана. В них ярко выражено, к сожалению, не всегда присутствующее в современной дымковской игрушке единство пластики и росписи, единство не только композиционное, когда роспись выявляет и подчеркивает скульптурную основу, но заключенное в соответствии мягкой, округлой пластики фигурок и нежной гармоничной росписи.

У Е. 3. Кошкиной училось не одно поколение молодых мастериц. В течение многих лет она входила в художественный совет по приему игрушки. В этой работе она была «строгий и справедливый судья». Ее самые большие пожелания молодым: «Не забывать традиций как в лепке, так и в росписи; чтобы были терпеливыми - хорошее редко получается сразу».

Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина - единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина не принадлежала к потомственным династиям дымковской игрушки. Ее приобщил к этому искусству А. И. Деньшин, за которого она вышла замуж в 1923 году. С тех пор Екатерина Иосифовна была не только помощником в деятельности Деньшина по собиранию, изучению и развитию дымковской игрушки, но и сама стала мастерицей.

Непосредственным учителем лепки была для нее Е. И. Пенкина. От нее Косе приобрела навыки создания сказочных многофигурных композиций. Опыту работы в росписи немало способствовала раскраска ею игрушек, вылепленных Е. И.Пенкиной и М. А. Ворожцовой. Кроме того, Е. И. Косе всегда тщательно изучала наследие прошлого. Трудолюбие принесло свои плоды и первые успехи. А. И. Деньшин писал: «Успех этот был не случайным, а результатом большого, настойчивого, длительного и постепенного изучения образцов игрушек как прошлого, так и настоящего. Дочь резчика по дереву, краснодеревщика-столяра, всю жизнь создававшего всевозможные резные полированные вещицы из разных пород дерева, она с детства была окружена атмосферой творческого художественного труда, впитала в себя стремление к прекрасному».



Рекомендуем

Хохломская роспись
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 6-8 лет.