Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть VIII

Если «Уржумская ярмарка» отражала реальное событие, то другая подобная многофигурная композиция исполнена по «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. Ее нельзя назвать иллюстрацией, это скорее интерпретация в глиняной пластике основных событий и персонажей. Мастерица последовательно располагает девяносто восемь групп и фигурок. Здесь и три девицы под окном за прялками, и царь Салтан, и белка с золотыми орешками, которую охраняют стражники, и город златоглавый, куполами напоминающий храм Василия Блаженного, и Гвидон с царевной Лебедь, и тридцать три богатыря с дядькой Черномором, и фигура рассказчика, у которого «по усам текло, а в рот не попало». В этой работе импровизационность лепки 3. В. Пенкиной сопровождается более тональной гаммой росписи с обильным применением сусального золота, что усиливает ощущение сказочности.

Многофигурная декоративная пластика 3. В. Пенкиной - самобытная и неповторимая страница в истории дымковского искусства. Ее талант индивидуален, хотя и вырос в недрах традиционного творчества. В нем выразилась яркая человеческая личность, сочетающая детское чистосердечие, доброту, непосредственность с житейской мудростью. Сила и обаяние таланта позволяли мастерице вольно обращаться с канонами местного искусства, рождали убедительную эмоциональность ее произведений. Но подражать им, копировать, повторять их невозможно, как нельзя воплотиться в другого человека.

Самая младшая из лауреатов Государственной премии имени И. Е. Репина Евдокия Захаровна Кошкина также оказалась связанной с дымковской игрушкой фамильными узами. Она родилась в глухой деревне, но в 1934 году, переехав в г. Киров, поступила работать на фабрику, а комнату снимала в доме прославленной Е. А. Кошкиной. Там она познакомилась со своим будущим мужем - Николаем Федоровичем Кошкиным, сыном Елизаветы Александровны, и по его совету стала приглядываться к работе свекрови.

Как многие народные мастера в старину, Е. А. Кошкина поначалу ревниво оберегала секреты своего мастерства: стоило молодой Кошкиной появиться в доме во время работы над игрушкой, как она тут же уничтожала вылепленное. Но постепенно Евдокии Захаровне доверили добывать и месить глину, потом разводить мел и белить игрушки свекрови и ее дочери 3. Ф. Безденежных. И только впоследствии, убедившись, что у нее может получиться, стали учить лепке и росписи. «У нее дочь лепила и старшую сноху она обучала,- вспоминает Евдокия Захаровна. - Но у той ничего не получилось, а у меня быстро пошло. Да еще Алексей Иванович Деньшин ходил, подбадривал». Деньшин писал об Е. 3. Кошкиной: «Сноха Елизаветы Александровны, попавшая в слободу Дымково из далекой глуши, никогда прежде не видела и не знала никаких производств игрушек. Она очень успешно освоила технику лепки и окраски игрушек под непосредственным руководством своей свекрови. Она одна из самых способных и талантливых учениц».

Самостоятельно Е. 3. Кошкина начала работать в 1942 году. Сначала она повторяла игрушки своих маститых родственниц. Но, вступив в коллектив дымковских мастериц, постепенно стала вырабатывать собственный почерк. Уже в 1958 году ее приняли в члены Союза художников СССР.

Человек удивительной скромности, Кошкина специально не задумывалась о дальнейшей судьбе своих работ: большинство из них разошлись как «массовая продукция» промысла. В музейных коллекциях есть главным образом произведения 1960-1970-х годов, времени расцвета ее творчества. Это обстоятельство, вполне самостоятельная авторская манера и присущая ей особенная тщательность и ровность исполнения игрушек позволяют говорить не об эволюции ее творчества, а о его общих характерных особенностях.

Е. 3. Кошкина - полная противоположность 3. В. Пенкиной. Ее произведения не поражают поисками необычного, кардинально нового. Она - строгий ревнитель традиций дымковского искусства и последователь принципов «дома Кошкиных». Новое в ее творчестве заключается в своеобразной интерпретации традиционных сюжетов, их подчинении личной авторской манере. В то же время для нее характерно повторение композиций, сложившихся в творчестве Е. А. Кошкиной и 3. Ф. Безденежных. Искусство последней оказало несомненное влияние на Евдокию Захаровну.

Кошкина не увлекалась многофигурными композициями, декоративностью лепки. Тематика ее работ не отличается разнообразием, но так же как и у Коноваловой, традиционные сюжеты ею часто варьируются. Сама мастерица отмечала: «Любимые сюжеты - старые. Самые любимые - курочки, водоноски, индюки, цирковые козлики. С «Катаньем на лодке» связано воспоминание о жизни в Дымкове. Из новых сюжетов особенно люблю «Первый шаг» (барыня с ребенком). Люблю «Свинью с поросятами», «Сбор грибов», «Супружеская пара», «Пара под елочкой», «Курочка-ряба».

Фигурки тщательно проработаны и пластически, и живописно. От каждой из них веет неторопливой аккуратностью, вниманием к любой детали. Размеры игрушек различны в зависимости от сюжетов. Человеческие фигурки несколько укрупнены, вытянуты вверх, но пропорциональны. Звери, особенно свистульки, достаточно миниатюрны.

Няньки, барыни, дамы, водоноски лаконичны в пластике, с выраженным плавным, несколько удлиненным конусом юбки, побеленным не только снаружи, но и внутри. Плавные по силуэту, без лишней лепнины, они, как правило, наделены одной характерной деталью, выражающей образ: барыня - сумочкой, зонтиком, веером или воланом платья, нянька - ребенком. Фигурки статичны, стоят всегда прямо, глядя на зрителя, жесты их рук округлые, мягкие. В них воплощены неторопливость и спокойствие.