Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть III

Эта премия означала не только «признание широкой художественной общественностью значения и красоты этого вида малой декоративной пластики», как писали в одной из статей. В спорах о судьбах народного искусства она подтверждала правильность общего пути развития промысла в преемственности традиций, необходимости и возможности их освоения и развития. Используя слова М. М. Кошкина, обращенные к О. И. Коноваловой, можно о всех четырех мастерицах-лауреатах сказать, что они являются «мостом от классики Мезриной к тому, что представляет из себя игрушка сегодня». Разные по возрасту и творческим пристрастиям, они были для молодежи своего рода живыми эстафетами из прошлого в будущее традиционного искусства.

Деятельность каждой из четырех мастериц началась давно - в 1930-1940-е годы. К 1960-м годам они находились в зените славы и творческого опыта. За плечами каждой была своя жизнь в искусстве, сложившаяся в недрах общего дымковского стиля авторская манера. Как члены Союза художников СССР все четверо регулярно участвовали в художественных выставках. Многие их произведения представлены в собраниях музеев нашей страны и за рубежом, в том числе в Международной Академии керамики в Женеве.

Старейшей среди них была дочь А. А. Мезриной Ольга Ивановна Коновалова. Она работала в дымковской игрушке с перерывами и стала самобытным мастером довольно поздно. В детстве ей приходилось помогать матери лепить и красить игрушки. Но полностью она посвятила себя этому занятию лишь после смерти Мезриной. В 1939 году Коновалову пригласили в Товарищество «Кировский художник», и вместе с другими старшими мастерицами она участвовала в создании рельефов для зала Кировской области на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Несколько ее рельефов с изображением цветов хранятся в Кировском музее.


Барыня с собачкой

Самые ранние игрушки Коноваловой датируются 1939-1940-ми годами. Сюжеты их разнообразны и традиционны. В образах людей она в это время больше повторяет композиции, созданные матерью. Размеры фигурок, монолитность пластики, позы, жесты, костюмы, орнаментальные круги и овалы на юбках - все это еще очень близко игрушкам Мезриной. Но в то же время это не копии, а самостоятельные варианты, обладающие чертами собственной индивидуальности. Она выражается прежде всего в манере рисовать лица, с которой рождается определенный характер персонажей. У Коноваловой она примечательна уже в ранних игрушках. В отличие от насупленно-суровых лиц в игрушках Мезриной, Ольга Ивановна пишет их мягко, спокойно. Округлая пологая и короткая линия бровей в сочетании с точками-зрачками и тремя традиционными кружочками румян придают ее героям открытое, добродушное выражение.

Особенно любила Коновалова лепить «куколок на ножках», создав свой собственный тип этой игрушки. Один из ранних вариантов его представляет «Хозяйка с курицей» (1947) из собрания Кировского художественного музея. Приземистая фигурка крепко стоит в характерной позе на толстоватых ножках, широко расставив их носками внутрь. В руках она держит курицу-пеструшку. Дама в красной шляпе с полями, малиновой кофте и юбке, на которой белые полосы чередуются с узкими зелеными, украшенными черными горохами. Из-под расклешенной верхней виден лепной край желтой нижней юбки - деталь, ставшая отличительной особенностью подобных игрушек Коноваловой, которая заимствовала ее из дымковских фигурок XIX века. Типичны для кукол Коноваловой носочки и черные туфельки с ремешком на подъеме, по моде 1920-1930-х годов. В сравнении с аналогичными важными и суровыми барынями Мезриной созданный мастерицей образ мягче, лиричнее. Хозяйка похожа па девочку, столько в ней детской серьезности, простодушия.

Та же «детскость» персонажей отличает другую игрушку этого времени - «Парочка гуляет», где традиционный сюжет передан как изображение мальчика и нарядной девочки.

Свое отношение складывалось у мастерицы и к цвету. Игрушки 1940-х годов не ярки, сочетания красок приглушены; в характерном и для Мезриной наборе красок - темно-зеленых, оранжевых, красно-малиновых, синих, коричневых - Коновалова находит свои оттенки, делающие ее росписи несколько суховатыми.


Заяц

В орнаментальных украшениях она варьирует разноцветные, но тоже неяркие кружки, овалы, кольца, соединяет их в вертикальные и горизонтальные ряды, довольно плотно заполняющие всю поверхность юбок и передников.

Любовь к животным, унаследованная от матери, нашла выражение в особом пристрастии Коноваловой к образам зверей и птиц. Уже в это время многие ее игрушки воплощают в бесчисленных вариантах любимую тему неизменно добрых отношений человека с животными и зверей и птиц между собой. Это «Мальчик с медведем», «Женщина кормит кур», «Хозяйка с гусем», «На коне из леса», «Пастушонок», «Медведь с мужиком» и другие. Впервые появляются композиции по сказкам и прибауткам - «Сказка про сороку-белобоку», «Лисья свадьба». Сказочные произведения не иллюстрируют конкретные эпизоды, а скорее служат автору поводом для сочинения собственного сюжета, своим существом родственного фольклорному.

Все эти игрушки раскрашены в три-четыре локальных цвета. Фигурки обобщены, по все звери наделены живыми характерами, уподобленными человеческим, что свойственно фольклорным произведениям любого жанра. Ловко и непринужденно мастерица располагает своих героев на основании - прямоугольной, квадратной, овальной или круглой пластине, всегда соразмерной масштабам фигурок. Пожалуй, чаще других дымковских мастериц ее поколения Коновалова применяла пласты-основания для создания миниатюрных композиций на жанровые или сказочные темы. По-видимому, этот прием более отвечал складу её творческой индивидуальности, давал возможность воплотить волновавшие её образы с присущими ей искренностью и непосредственностью.



Рекомендуем

Городецкая роспись.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет