Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии - Часть XI

В произведениях 1960-х годов усиливается гротеск и в лицах: длинные крутые черные полукружия бровей с точкой зрачка придают персонажам комичный оттенок, раскрывающий ироничное отношение мастера к своим детищам. Но этот гротеск иной, чем у Мезриной, - не насупленно-суровый, а по-доброму подтрунивающий, веселый.

Временами Е. И. Косе с увлечением работала над отдельными образами, варьируя их в лепке и росписи. Показательна, например, эволюция образа индюка. Сначала это была тяжелая сказочная птица с опущенными крыльями, похожими на фантастические одеяния. У ног такого индюка помещались маленькие птенцы. Сложность лепного силуэта с оборками и розетками дополняла малиново-розово-оранжевая роспись с обилием потали. Позднее, в 1960 - 1970-е годы, Косе вернулась к более традиционному пластическому решению, как у мастеров 1930-х годов, - с раскрытым веером хвостом, позволявшим использовать его поверхность вместе с крыльями для размещения нарядных орнаментальных украшений,долженствующих передать сказочное многоцветие оперения. Целые серии индюков разных размеров и вариантов пластического исполнения демонстрировали богатейшие творческие и колористические возможности художницы. Сине-оранжевые, белые с черным и зеленым, розовые, голубые, с золотистыми гребнями индюки Косе - всегда изысканные и великолепные в своей надутой важности.

Лепила она и нарядных петухов с высокими гребнями, увенчанными коронами. Иногда на таком петухе сидит мальчик - образ, оставшийся в наследство от её учительницы Е. И. Пенкиной.

В творчестве Косе больше отдельных фигурок, что тоже традиционно для дымковской пластики. Однако вместе со всеми мастерицами, увлекшимися в 1960-1970-е годы сюжетными композициями, отдала им дань и Екатерина Иосифовна. В ее творчестве, пожалуй, есть все основные сюжеты, когда-либо созданные в промысле, от мелких свистулек до сложной веселой «Карусели», получавшейся у нее особенно аккуратной в лепке и гармоничной в росписи. В своих работах, независимо от сюжета, Косе старалась подчинить роспись одному доминирующему цвету или, наоборот, строить ее на откровенном сопоставлении контрастных цветов. Но и в этом случае цветовые отношения изысканно-красивы.

Наряду со сказочными композициями («Иван и Жар-птица», «Красная шапочка и серый волк», «Домик в лесу» и другими), Косе создавала и остроумные сценки из современной жизни («Пикник в лесу», «А нынче трое!»). Она составляла из фигурок группы и композиции, не всегда объединяя их пластиной.

В 1974-1976 годах в соавторстве с молодыми мастерицами Н. П. Трухиной, В. П. Красиковой и 3. И. Казаковой она вылепила огромную по количеству фигур и отдельных групп композицию «Свадьба». Откровенно жанровый характер сценок, острота типов сочетаются в этом произведении с изобретательностью лепных деталей, особенно в изображении деревьев, цветов, и приглушенными красками росписи. В соответствии с темой в ней доминируют розово-голубые и нежно-зеленые оттенки.

Косе всегда искала новые пути в развитии дымковского искусства. Она много работала над орнаментами игрушки. В 1953 году ее привлекли к созданию эскизов костюмов для танцевального коллектива Кировского машиностроительного завода, успешно выступившего с сюитой «Дымковская игрушка» на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. К сожалению, ни эскизы, ни костюмы не сохранились.

Характерный дымковский орнамент Косе применяла и в росписи тканей. Сохраняя местную специфику, простейшие дымковские овалы, клетки и кольца приобретали новые декоративные качества на холсте, использовались в текстильной промышленности.

Помня опыт работы в 1939 году над рельефами для павильона Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, она не раз возвращалась к созданию декоративных пластин по мотивам дымковской игрушки. Ряды индюков, оленей, уток, дам и кавалеров, цветов и злаков в типично дымковской пластике и росписи выстраивались длинными рельефными фризами, то соединенные тематически, то перемежаясь в веселом калейдоскопе разнообразных персонажей. Такими рельефами можно было украшать жилые интерьеры, комнаты детских садов.

Произведения Косе выделяются удивительной цельностью образов, в которых меткость выраженного характера сочетается с пластической и живописной завершенностью. Мастерица придавала большое значение цельности самого замысла и в каждой игрушке тщательно продумывала и отрабатывала детали. Её произведения - не только плоды непосредственных чувств и мастерства, но и итог деятельной работы ума.

Косе обладала тонким вкусом, была человеком большой культуры и образованности. Ее творчество - яркий пример того, как талант и труд при понимании и совершенном владении системой местного искусства могут дать блистательные результаты. Она доказала, что традиционным искусством может овладеть человек, не связанный с ним узами фамильного или территориального «родства». Для этого необходимы природная одаренность, любовь к своему делу, отличное знание художественного опыта прошлого, сознательное отношение к своей деятельности и вдумчивое - к традициям. Именно Косе может в этом плане служить верным ориентиром молодым мастерам в сложных поисках своих путей в дымковском искусстве. Глубокое проникновение в глубь традиций, совершенное владение опытом прошлого, всеми средствами местного мастерства, смелость и фантазия в поисках нового и умение подчинить языку традиционного искусства современные темы и сюжеты - все это делает творчество Екатерины Иосифовны Косе особенно важной страницей в истории дымковского искусства и поучительной для многих молодых поколений. Словно предвидя это значение её деятельности для будущих мастериц, А. И. Деньшин писал: «Упорство, энергия, настойчивость, горенье - верный залог ещё большего расцвета творческих сил молодого мастера».