Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии

«Красоту в жизнь!» - таким лозунгом открылся первый помер нового журнала «Декоративное искусство СССР» лозунгом, ставшим своего рода символом художественной жизни конца 1950-х - 1960-х годов. Это время ознаменовалось восстановлением места и роли прикладного искусства в быту советских людей, преодолением последствий недооценки законов и норм прикладного и народного творчества, характерных для предшествующего десятилетия.

С конца 1950-х годов началось возрождение художественных промыслов, росла популярность народного искусства, ширился интерес к его древним корням, национальному своеобразию. Углублению этих процессов способствовало развитие туризма, активизация движения по охране памятников истории и культуры, возрождение и реставрация архитектурных ансамблей, создание музеев-заповедников, обследование многих областей и районов страны научными экспедициями музеев, собравших и сохранивших ценнейшие произведения древнерусской живописи и народных ремесел.

Обращение к народной культуре, национальным традициям заставило задуматься над многими вопросами истории и современного положения народных промыслов, важными теоретическими проблемами прикладного искусства, его особенностями и эстетическими принципами, которые могли помочь возрождению и широкому проникновению в жизнь изделий современной художественной промышленности и народных промыслов. А спрос па них заметно возрастал. Строгие формы и гладкие поверхности мебели, аскетизм интерьеров тех лет сразу приобретали жилой вид и согревались теплом человеческих чувств, как только на их фоне появлялись предметы, созданные народными мастерами.

В разработке проблем теории прикладного искусства и их связи с практикой важное место в то время принадлежало трудам видного ученого А. Б. Салтыкова. Он верно понимал основные закономерности развития прикладного искусства, особенности его образной природы и декоративности и направлял художников на изучение народного искусства, в котором эти принципы были отточены многими поколениями мастеров и могли служить надежным ориентиром в творчестве.

Опыт прошлого и современная художественная практика были тесно связаны общей проблемой наследования и развития традиций. Эта вечная и сложная проблема стала темой многих дискуссий, развернувшихся па страницах журналов. «Эстетика и прикладное искусство», «народные традиции и современное искусство», «искусство в производство», «искусство в быт», «народное искусство в век промышленности», «быть ли орнаменту?», «художник и народное искусство», «о красоте и пользе», «о понимании художественных традиций» - эти вопросы были актуальны для всего советского прикладного искусства, в том числе и особенно для народных промыслов как его самостоятельной ветви.

В понимании традиций выявились две противоположные точки зрения. Одна из них отождествляла традиции только с прошлым, объявляла следование им косностью, топтанием на месте, несовместимым с понятием современности. Против такого упрощенного понимания столь важной проблемы выступали А. Б. Салтыков, М. А. Некрасова. Некрасова указывала на своеобразное проявление современности в недрах традиционного народного искусства, на необходимость беречь и развивать традиции промыслов в подлинно творческом плане, а не подменять скороспелыми внешними поисками «современного решения». Различие теоретических позиций отражалось и на практической деятельности народных мастеров, на всей творческой практике художников прикладного искусства.

Эти проблемы были важны и актуальны и для дымковской игрушки 1960-х годов, особенно в связи с тем, что в промысел влилось повое поколение мастериц, не связанных с местным искусством наследственными узами.

Прием игрушки в Кировское отделение Художественного фонда РСФСР упрочил организационное положение промысла. Постепенно создавались условия для его дальнейшего успешного развития. В 1966 году вошло в строй возведенное специально для дымковских мастерских трехэтажное здание на улице Труда. Здесь впервые были организованы отдельные помещения для хранения и замеса глины, централизованной побелки игрушек, стояли муфельные электропечи для обжига, а в светлых небольших комнатах по два-три человека разместились мастерицы, лепившие и расписывавшие игрушки.

Теперь, с созданием всех необходимых условий для работы, на первый план выступали другие важные проблемы: улучшение технологического качества игрушки, организация ученичества и особенно вопросы творческого порядка.

Архивные документы тех лет свидетельствуют о большом числе лома и боя дымковской игрушки при транспортировке. Со стороны торгующих организаций поступали требования возмещения убытков. Руководство Кировского отделения Союза художников и Художественного фонда принимало меры для совершенствования технологии игрушки, обращалось в различные организации с просьбой помочь в изучении употребления глин, красителей, грунта, в поисках замены побелки мелом, разведенным на молоке, более стойким материалом, методов укрепления быстро осыпавшихся красок, требовало улучшения упаковки дымковской игрушки.