Дымковская игрушка

1960-е годы. Лауреаты республиканской премии

«Красоту в жизнь!» - таким лозунгом открылся первый помер нового журнала «Декоративное искусство СССР» лозунгом, ставшим своего рода символом художественной жизни конца 1950-х - 1960-х годов. Это время ознаменовалось восстановлением места и роли прикладного искусства в быту советских людей, преодолением последствий недооценки законов и норм прикладного и народного творчества, характерных для предшествующего десятилетия.

С конца 1950-х годов началось возрождение художественных промыслов, росла популярность народного искусства, ширился интерес к его древним корням, национальному своеобразию. Углублению этих процессов способствовало развитие туризма, активизация движения по охране памятников истории и культуры, возрождение и реставрация архитектурных ансамблей, создание музеев-заповедников, обследование многих областей и районов страны научными экспедициями музеев, собравших и сохранивших ценнейшие произведения древнерусской живописи и народных ремесел.

Обращение к народной культуре, национальным традициям заставило задуматься над многими вопросами истории и современного положения народных промыслов, важными теоретическими проблемами прикладного искусства, его особенностями и эстетическими принципами, которые могли помочь возрождению и широкому проникновению в жизнь изделий современной художественной промышленности и народных промыслов. А спрос па них заметно возрастал. Строгие формы и гладкие поверхности мебели, аскетизм интерьеров тех лет сразу приобретали жилой вид и согревались теплом человеческих чувств, как только на их фоне появлялись предметы, созданные народными мастерами.

В разработке проблем теории прикладного искусства и их связи с практикой важное место в то время принадлежало трудам видного ученого А. Б. Салтыкова. Он верно понимал основные закономерности развития прикладного искусства, особенности его образной природы и декоративности и направлял художников на изучение народного искусства, в котором эти принципы были отточены многими поколениями мастеров и могли служить надежным ориентиром в творчестве.

Опыт прошлого и современная художественная практика были тесно связаны общей проблемой наследования и развития традиций. Эта вечная и сложная проблема стала темой многих дискуссий, развернувшихся па страницах журналов. «Эстетика и прикладное искусство», «народные традиции и современное искусство», «искусство в производство», «искусство в быт», «народное искусство в век промышленности», «быть ли орнаменту?», «художник и народное искусство», «о красоте и пользе», «о понимании художественных традиций» - эти вопросы были актуальны для всего советского прикладного искусства, в том числе и особенно для народных промыслов как его самостоятельной ветви.

В понимании традиций выявились две противоположные точки зрения. Одна из них отождествляла традиции только с прошлым, объявляла следование им косностью, топтанием на месте, несовместимым с понятием современности. Против такого упрощенного понимания столь важной проблемы выступали А. Б. Салтыков, М. А. Некрасова. Некрасова указывала на своеобразное проявление современности в недрах традиционного народного искусства, на необходимость беречь и развивать традиции промыслов в подлинно творческом плане, а не подменять скороспелыми внешними поисками «современного решения». Различие теоретических позиций отражалось и на практической деятельности народных мастеров, на всей творческой практике художников прикладного искусства.

Эти проблемы были важны и актуальны и для дымковской игрушки 1960-х годов, особенно в связи с тем, что в промысел влилось повое поколение мастериц, не связанных с местным искусством наследственными узами.

Прием игрушки в Кировское отделение Художественного фонда РСФСР упрочил организационное положение промысла. Постепенно создавались условия для его дальнейшего успешного развития. В 1966 году вошло в строй возведенное специально для дымковских мастерских трехэтажное здание на улице Труда. Здесь впервые были организованы отдельные помещения для хранения и замеса глины, централизованной побелки игрушек, стояли муфельные электропечи для обжига, а в светлых небольших комнатах по два-три человека разместились мастерицы, лепившие и расписывавшие игрушки.

Теперь, с созданием всех необходимых условий для работы, на первый план выступали другие важные проблемы: улучшение технологического качества игрушки, организация ученичества и особенно вопросы творческого порядка.

Архивные документы тех лет свидетельствуют о большом числе лома и боя дымковской игрушки при транспортировке. Со стороны торгующих организаций поступали требования возмещения убытков. Руководство Кировского отделения Союза художников и Художественного фонда принимало меры для совершенствования технологии игрушки, обращалось в различные организации с просьбой помочь в изучении употребления глин, красителей, грунта, в поисках замены побелки мелом, разведенным на молоке, более стойким материалом, методов укрепления быстро осыпавшихся красок, требовало улучшения упаковки дымковской игрушки.



Рекомендуем

Дымковская игрушка.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Для детей 6-8 лет