Дымковская игрушка

1930-е годы. Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина - Часть IV

Аналогично решена «Свистунья» или «Продавщица игрушек», запечатлевшая сценку знаменитого вятского праздника. Хорошо знакомая с детства картинка местной жизни воплощена живо и непосредственно, характерными приемами дымковского искусства. Кошкина не нарушает ни особенностей лепки и росписи, ни традиционных поз и атрибутов персонажей, расположив их друг против друга па маленьком основании. Разделяющий няньку с ребенком и даму-продавщицу стол с игрушками уравновешивает симметричную композицию и служит необходимым интервалом для удобства разглядывания всех ее деталей, так как соединение фигур, рассчитанных на положение в фас, лишает игрушку одной определенной точки зрения, всегда присущей народной пластике. Видимо, понимая это, Кошкина в других вариантах этой композиции слегка разворачивала фигурки к зрителю. Вместе с тем «Свистунью» отличают удивительная типичность и выразительность характеров не только дамы и няньки, словно ведущих диалог, по и миниатюрных игрушек в виде зверей и птиц. В разных вариантах роспись всегда мажорна по сочетанию красок - розовых, желтых, зеленых, красных, дополненных блеском потали.

Композициям Кошкиной ближе темы жанровые, связанные с крестьянским трудом и бытом. Но настойчивые требования отражать в дымковской игрушке новые формы современной жизни подчас рождали в ее творчестве необычные сюжеты, наивно и прямолинейно решенные. Так появились «Тракторист и трактористка», «Пионеры на демонстрации», «Футболисты», о которых печать того времени поместила хвалебные отзывы. Вариантом композиции «Футболисты» является «Футболист и барабанщик» в собрании Государственного Русского музея. В принципе ее построение близко «Свистунье», но в отличие от традиционных средств воплощения темы, здесь стремление к достоверной передаче новых персонажей привело к непривычному расположению фигур в трехмерном пространстве, упрощенной, грубоватой лепке, хотя задиристая поза футболиста, головы в характерных для времени колпаках с кисточками и с типичными«кошкинскими» лицами не лишены непосредственности жизненных впечатлений. Возможно, не без влияния Е. И. Пенкиной, увлекавшейся сказочными темами, и Кошкина попробовала себя в этом жанре. Особых удач он ей не принес. «Репку» по известному образцу повторяли многие дымковские мастерицы (кроме Е. А. Кошкиной, М. А. Ворожцова, О.И.Коновалова). «Иван-царевич с царевной и Жар-Птицей», «Иван-царевич и Жар-птица» выделяются скорее бытовой интерпретацией сказочного сюжета, более близкой индивидуальности Кошкиной.

Е.А. Кошкина оставила большое наследие. По сведениям А. И. Деньшина, который сравнивал количество создаваемых ежемесячно игрушек разными мастерицами, Кошкина (правда, вместе с дочерью, помогавшей ей в росписи) делала в два раза больше других - до трехсот-четырехсот игрушек. (Младшей современницей Е. А. Кошкиной была Елизавета Ивановна Пенки-па. Ее отец, кузнец, всю жизнь работал в Дымкове и нередко резал из железа художественные вещи. Деньшин упоминает флюгер-конек, красовавшийся на сарае Пенкиных. Мать вела домашнее хозяйство и лепила глиняные игрушки. С семи лет Елизавета Ивановна помогала матери, училась делать свистульки: уточек, петушков, гусей, баранов. Постепенно она стала красить гипсовые куклы, которые отливал И. П. Караваев, а в окраску отдавал беднякам.

В двадцать лет мастерица вышла замуж, но через год муж внезапно умер, и ей пришлось искать работу. Панкина перебрала немало профессий: работала в лазаретах, в библиотеке, продавщицей, поварихой, на спиртоводочном заводе. Но состояние здоровья вынудило ее оставить работу и в 1935 году вновь обратиться к глиняной игрушке. Как А. А. Мезриной и Е. А. Кошкиной, в это время ей назначили персональную пенсию.

Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. Особенно редкой коллекцией обладает Государственный Русский музей. В отличие от работ Е. А. Кошкиной произведения Е. И. Пенкиной не столь однородны. Дореволюционных игрушек ее мы не знаем. Крайние даты известных, нам произведений - 1935-1946 годы, таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк Пенкиной, вероятно, в основном сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового в выразительных средствах, а подчас и отступлений от канонов местного искусства.