Дымковская игрушка

1930-е годы. Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина - Часть III

Кошкина лепила также и зверей. Ее львы изображались в позе царственного возлежания: с длинным телом, хвостом, петлей закинутым па спину и трилистником на кончике. Величие позы придает комичный оттенок морде с лепным носом, красными ноздрями и человеческими глазами с наведенными штрихами-ресницами. Вообще тонкие штрихи усов и ресниц на мордах зверей - характерная особенность, которую Кошкина перелепляла из образцов промышленной игрушки.

Оригинальны и сделанные ею фигурки свиней: всегда взъерошенные, ощетинившиеся, с открытым срезанным пятачком-ртом, выгнутой горбом спиной с полосками щетины вдоль всего хребта, черными пятнами и ромбиками потали на желтых крутых боках и хвостом-закорючкой. Отверстия для свистка мастерица помещала у свиньи па морде.

В некоторых произведениях Кошкиной заметно как бы смешение двух стилистически разных источников: условных принципов дымковской игрушки и натуральности промышленных образцов. Это многочисленные медведи с разными атрибутами,неуклюжие, грубоватые по лепке; собаки с охотничьими трофеями в зубах и особенно зайцы с морковкой в лапах, служившие копилками, для чего на загривке зверька в глиняном тесте прорезалась щель. Нелепость подобных новаций для дымковского искусства сегодня очевидна. А тогда все это сбивало мастеров с толку, и в своем стремлении не отстать от века они отступали от привычных канонов, искали что-то новое. Природная одаренность помогала им, даже повторяя чужие образцы, наделять их непосредственностью характеров, юмором, точно найденными деталями. В этом плане интересна работа Кошкиной над образами домашних птиц - гусей, уток, кур, петухов, индюков. В одних случаях она точно повторяла промышленный образец резиновой игрушки со сферической подставкой. Переведенный в глину, он получался грубоватым и тяжеловесным. Таковы курица и гусь из собрания Государственного Русского музея. Прозаичность этого образа, по-видимому, не удовлетворила мастерицу, и она стала лепить нарядного гуся с длинной белой шеей, маленькой головкой, с раскрытым веером хвостом и рядами оборок на груди. Фестоны и воланы по краю хвоста, орнамент на его плоскости, более нежные розово-синие краски росписи превращали гуся в необыкновенную, сказочную птицу. И даже воспринятый из того же промышленного образца способ изображения глаз в виде красного или желтого кружка с точкой-зрачком в середине под дугой бровей и клюва не лишали эти фигурки поэтической образности и индивидуальности авторского почерка.

Вариантом подобного решения были и индюки. Небольшие по размерам, еще не перегруженные декоративной лепниной на хвостах, с комично подчеркнутым гузнышком и непременной красно-малиновой бородой, они также выразительны и несут печать яркой индивидуальности автора. С именем Кошкиной неверно связывают происхождение образа нарядной утки-крылатки. Она существовала и в дореволюционной игрушке, но в творчестве мастерицы уточки разных размеров всегда расписаны в контрасте двух-трех довольно темных красок. Фигурки компактны, силуэт их достаточно сложен и динамичен благодаря обилию оборок и воланов. Они создают нарядное оперение-одежду, из которой смотрит гордо вскинутая головка с округлым клювом и косящими в стороны глазами. В богатом и разнообразном наследии Кошкиной больше отдельно стоящих фигурок, чем композиций. Однако общее увлечение жанровой тематикой в 1930-1940-е годы сказалось и на ее творчестве в создании многофигурных композиций. Мастерица редко, но лепила сценки из двух-трехперсонажей на небольшой пластине-основании. Те же характерные герои ее игрушек становились действующими лицами бытовых сценок. «У колодца», «Колхозный двор», «Музыканты», «Чаепитие», «Уборка ржи», «Уборка капусты», «Масленица», «Свистунья» - таковы главные из ее тематических работ. Поэтичная сценка у колодца - вариант водоноски и конька, соединенных в жанровую композицию. Добавив колодец с ведром, Кошкина сохраняет традиционную фронтальность фигур, плотно заполняет ими небольшое прямоугольное основание. В цветовом решении довлеют нарядные красно-малиновые краски, характерные орнаментальные украшения. Пласты-основания мастерица старалась делать не слишком громоздкими и тяжелыми, не перегружала их фигурами.