Дымковская игрушка

Из истории дымковской игрушки в 19 веке — Часть V

Но первое место принадлежало «торговле сластями и алебастровыми и глиняными изделиями, без которых — можно заметить — едва ли бы имел какое значение и самый праздник». Автор замечает также, что глиняные игрушки «усовершенствовались»: «коровы и лошади делаются более или менее похожими на своих первообразов». В то же время их вытесняют алебастровые изделия, а покупают «по дешевизне» главным образом крестьяне.

Все большее внимание алебастровым фигурам уделяет и местная печать. Появляются специальные очерки, приводятся сравнительные сведения об алебастровых и глиняных изделиях, но алебастровым отдается предпочтение. Тем не менее и среди заметок об алебастровом производстве попадаются ценные сведения о глиняной дымковской игрушке.

В 1871 году «работающих алебастровые изделия» в Дымкове упоминаются пять семейств в числе тринадцати человек, а приготовлением игрушек из глины, «высшей степени дешевых и своеобразных», «занимаются во все время года шестнадцать семейств,остальные затем работают только весною». Отделкою глиняных игрушек занимаются исключительно женщины и дети, начиная с десяти лет. Множество изделий сбывается через скупщиков, которые приезжают к мастерам на дом и потом распределяют игрушки по всем городам и ярмаркам губернии. Сами скупщики едут из всех уездов Вятской губернии, преимущественно же из Нолинского и Яранского. Но особенно много игрушек по-прежнему заготовляют к Свистопляске и летним базарам в Вятке. Сплавляют их на судах в Поволжские губернии, возят на ярмарки в города Орлов и Слободской, куда ездят сами дымковские мастера. Автор хроники снова упоминает, что алебастровые фигурки вытесняют глиняные, хотя число последних все же громадно. Среди глиняных игрушек особенный сбыт находят так называемые «свистуны».

Игрушки делают уже не только к Свистопляске и весною, «во все времена года»; в них сохраняется постоянный ассортимент, и промысел дает определенный доход семьям мастеров. «Вообще можно сказать со слов самих работающих, что не имея земли для обработки, приготовление игрушек (особенно из алебастра) дает каждому семейству не только заработок для продовольствия, но женщины и дети, как исключительные работники, приобретают от игрушек одежду и наряд», — заключает автор хроники.

В следующем, 1872 году упоминаются те же шестнадцать семейств, занимающихся глиняными игрушками в течение всего года, и еще больше внимания уделяется алебастровым. Особенно художественными считаются гипсовые изделия вятского мещанина И. Пенкина — этнографические статуэтки вотяков и черемисов. На Свистопляске в тот год упоминаются более семидесяти торговцев, но впервые за много лет ничего специально не говорится о глиняных куклах. Правда, и заметка о празднике 1872 года весьма кратка.

Если производство дымковских глиняных игрушек на протяжении всего XIX века было чисто народным промыслом и стихийно регулировалось рыночным спросом, то увлечение гипсовыми изделиями поощрялось и получало поддержку местных властей. Созданное в 1872 году Вятское губернское земство вело разнообразную работу по развитию местных кустарных промыслов. Немало делало оно и для расширения гипсового производства, казавшегося, по-видимому, более современным и модным, чем глиняные игрушки.

На Свистопляске 1873 года продавались обычные изделия — гипсовые и глиняные куклы, свистуны, берестяные дудки и т.п.

Но, замечает вятская хроника, «вещей сравнительно с прошлым годом было много меньше — некоторые из мастеров даже вовсе не выставляли своих вещей, продав их отчасти уже ранее на пароходы скупщикам».

Несмотря на конкуренцию с гипсовыми изделиями, в 1879 году ведомость о числе ремесленников и промышленников в Вятке упоминает «занимающихся деланием из глины кукол — 17 мастеров + 23 рабочих + 5 учеников — итого — 45». На тот же год по другим данным в Вятке была одна тысяча семьдесят три человека, занимавшихся ремеслами, кроме того, «не были записаны в цехи — занимающихся деланием кукол — 47 человек». Судя по упоминанию рабочих, вероятно, речь идет о тех дымковских домах, где параллельно делали и глиняные, и гипсовые куклы и игрушки. В производстве глиняных игрушек рабочих не требовалось. Поэтому вряд ли по числу сорок пять — сорок семь мастеров по сравнению с меньшими цифрами, приводимыми ранее, можно делать вывод о росте количества авторов только глиняных игрушек: эта цифра скорее всего объединяет мастеров и глиняных лепных, и гипсовых литых кукол.

В 1880-е годы о дымковских игрушках как о местном оригинальном и единственном в своем роде производстве неоднократно писал известный вятский историк и краевед Н. Н. Спасский. Причем он уже почти не отделял глиняные и гипсовые изделия, считая их одинаково достойными внимания. О куклах и других глиняных изделиях он упоминал как о предмете промышленности, «дающем средства к жизни многим семьям жителей слободы Дымковской». Как общее явление он отмечает, что дымковские мастера очень искусно подражают «фасону привозимых в галантерейные магазины спичечниц, пепельниц и т.п., а на куклах — всякой перемене мод». И Спасский, и другие авторы, писавшие в это время о дымковских игрушках, повторяли и перефразировали известные более ранние местные материалы, цитированные выше. Новые сведения о промысле крайне скудны, но иногда добавляют некоторые существенные детали. Так, в 1881 году говорится, что производство глиняных игрушек за последние десять лет усовершенствовалось и «с каждым годом на Свистопляске приходится видеть фигурки новые и весьма тщательно отделанные». В 1882 году дымковские игрушки привлекли внимание на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и отмечались среди разного рода производств Вятской губернии как «оригинальное и едва ли существующее в других местностях России».