Дымковская игрушка

Из истории дымковской игрушки в 19 веке — Часть IV

Из этой корреспонденции следует, что игрушки имели определенный сложившийся ассортимент, различались ролью в ритуале праздника, пластикой и росписью: это шары, отдельные фигурки и группы, раскрашенные красками и с применением сусального золота, дешевые и более дорогие. Отмечена сезонность занятий глиняными игрушками, их вывоз за пределы Вятской губернии и определенные доходы мастеров от этого промысла. Описание игрушек вызывает аналогии с произведениями более позднего времени, известными по музейным собраниям: сходство медведя и свиньи и орнаментация «мушками» или полосами свидетельствуют в пользу этого. Наконец, уже к середине XIX века, а не к концу его, как часто пишут, относится появление гипсовых игрушек и статуэток, составивших серьезную конкуренцию глиняным дымковским изделиям.

В последующие годы в статистических сведениях о числе ремесленников Вятки фигурирует раздел «занимающихся деланием глиняных кукол». В 1857 году их пятьдесят один человек, в 1858-м — пятьдесят мастеров, в 1864 году — пятьдесят два мастера.

В заметке о Свистопляске за 1858 год упоминается, что в Дымкове выделывают изделий на сумму до пятисот рублей, считая каждую куклу от одной до восьми копеек.


Коровы. Свистульки.

В 1859 году автор, скрывшийся под инициалами А. М., повторяя многие из приведенных рапсе сведений, добавляет кое-что новое. Он уже сетует па вытеснение старинных обрядов современным бытом, указывает, что настоящими героями Свистопляски стали дети, а не взрослые. Вместе с тем место, «назначенное для праздника», не изменилось: за городским Александровским садом, па берегу реки Вятки, берег этот изрыт обрывами от стока весенних вод. «Еще накануне устраиваются па месте праздника балаганы и столики для лакомств и, главное, для кукол (местного приготовления) и игрушек [...] С раннего утра, в день праздника, по реке снуют и переправляются с противоположного берега множество лодок, наполненных куклами. Куклы эти, приготовляемые в огромном количестве, в одной деревне за Вяткою,чисто местный продукт. Глина, краски, а главное - искусство и вкус прямо доморощенные. Фигурки лепятся известные: «бароны» (т. е. бары-пи), все с тальями под мышкой у платьев, размалеванных всеми цветами радуги, а иногда и сусальным золотом: «ковалеры», в виде пастушков, с лубочных картинок. Из животных — любимые медведи, коровы, козлы, лошади: из птиц: утки (со свистками), гуси. Но главное: огромное количество «шаров», пустых внутри, с побрякушками (из камушков, гороха). Шары эти играют вместе с утками-свистками едва ли не главную роль. (человеческие) фигурки делаются без ног и например «барон» стоят на подоле платья». Далее описывается появление на празднике детей всех сословий. После обеда Свистопляску посещают губернские аристократы. Тогда начинается катанье глиняных шаров. «На следующий день — продолжает автор, — появляются на окошках мещанских домиков целые ряды кукол; а по городу несколько дней раздается свист и дуденье на все лады. а также и катанье шаров по дорогам. Кукол ишаров, по всей видимости, свозится на Свистопляску по один десяток тысяч, ценою от копейки, штука до гривенника».

Приведенные описания игрушек снова вызывают ассоциации с произведениями из музеев. Отметим также обычай ставить куклы на подоконники, что известно и в других центрах создания глиняной игрушки и связано с изменением её функций не без влияния модных фарфоровых статуэток.

В 1861 году «Вятские губернские ведомости» свидетельствуют, что программа Свистопляски, проходившей с 20 по 22 мая, все сокращается, даже катанье шаров прекратилось с устройством в овраге мощеного спуска к реке. «Торговля куклами, игрушками и лакомствами па площади перед Александровским садом остается почти единственною причиною значительного стечения народа, приходящего сюда большею частью с детьми для закупки им самого интересного для них товара. В нынешнюю Свистопляску мы насчитали 20 балаганов с орехами, пряниками и прочими сластями и 10 столиков с подобным же товаром, 3 балагана с разного рода детскими игрушками, алебастровыми куклами, статуэтками и даже группами, 42 столика с деревянными, бумажными,шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, 5 столиков с глиняными шарами и 6 с берестяными дудками». Далее автор замечает, что «улучшений и изменений в фигурах никаких не заметили, кроме необыкновенного расширения юбок у глиняных дам - во вкусе нашего времени. Изделия этого рода продаются горожанам за деньги, а деревенским жителям вымениваются больше на яйца; на вопросы о цене торговки отвечают: два яичка, пять яичек и т.д.»

Таким образом впервые дается подробное описание балаганов с разными товарами, среди которых глиняные дымковские пока главенствуют, хотя все активнее на них наступают алебастровые статуэтки и фигурки.

В 1862 году на Свистопляске было двадцать два балагана с орехами, пряниками и сластями, три балагана с детскими игрушками разного рода, с алебастровыми куклами и статуэтками, тридцать восемь столиков с деревянными, бумажными, шитыми и преимущественно с глиняными куклами и игрушками, пять столов с глиняными шарами и четыре с берестяными дудками.

В 1865 году в ведомости о числе ремесленников в Вятке мастера глиняной игрушки уже значатся в общем числе с отливающими алебастровые фигуры. Таких «кукольников» упоминается пятьдесят женщин и двое мужчин. Последние никогда не занимались лепкой глиняных игрушек, но только литьем из алебастра.

Интересно отметить, что исследователи древностей вятского края производство глиняных шаров, участвовавших в Свистопляске, относят к более ранним временам, чем создание глиняных кукол. Так П. Алабин пишет, что жители Дымковской слободы занимались производством шаров и, все больше развивая торговлю ими, начали делать глиняные игрушки. Поскольку это мнение высказано еще в 1865 году, оно может, на наш взгляд, служить подтверждением разных «слоев» в дымковском производстве и более раннего происхождения шаров и свистулек по сравнению с некоторыми «куклами» и особенно фигурными группами. Любопытны сведения, приведенные Алабиным, что глиняные шары катали также в семик в городе Котельнич.

В 1869 году проведению Свистопляски 17 мая благоприятствовала хорошая погода, собравшая на нее до полутора тысяч человек. В «Вятских губернских ведомостях» снова подробно описывается ярмарка и представленные на ней товары: «В нынешнюю Свистопляску всех вообще товаров было на 550 руб., из них продано почти на 400 руб. По родам товаров было: 12 балаганов с лакомствами - пряниками, орехами, конфетами и т.п. С глиняными куклами было 12 человек». На этой Свистопляске в изобилии были представлены также детская кукольная мебель, тележки, кубышки, точеные шары, трости, шитые куклы, искусственные цветы, обвитые берестой деревянные дудки.Кроме обычных сластей, торговали квасом, работали качели, панорама, кукольный театр.