Дымковская игрушка

Из истории дымковской игрушки в 19 веке — Часть III

Самые ранние сохранившиеся в музеях игрушки можно датировать последними десятилетиями XIX — началом XX века. Но отсутствие более ранних вещей могут до известной степени возместить сведения из местной печати. Они довольно многочисленные и позволяют представить состояние промысла па протяжении всего XIX века: характер игрушек, их сюжеты, стоимость, размеры производства, соотношение с другими типами местных изделий, в частности, гипсовыми, постепенно теснившими глиняные.

Самое первое упоминание о дымковских игрушках содержится в названных выше записках генерал-майора Н. 3. Хитрово. Он вел журнал, где описал легендарное сражение устюжан и вятчан и ставший традиционным праздник-поминки. В 1811 году он сообщал: «Ныне в день сей все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопамятного дня прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам и стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать свою потеху. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные. Сей праздник называется в сем крае Свистопляскою».

Из этого отрывка можно сделать вывод о трех разновидностях участвовавших в Свистопляске игрушек: свистульках, глиняных шарах и куклах. Судя по описанию, ритуал праздника был далеко не нов, и участие в нем глиняных игрушек также свидетельствует скорее о развитом производстве, а не его начальной стадии. Можно думать, что в 1811 году производство глиняных игрушек в Дымкове уже было достаточно налаженным.

В 1817 году сведения Хитрово несколько варьирует старший учитель вятской гимназии Баженов. Он пишет: «Нынешние градские жители в память сего несчастного случая отправляют ежегодно на том месте печальные поминки, которые в прежние времена сопровождаемы были, конечно, в память падших тут героев, кулачными боями и свистанием малых детей в глиняные дудочки, которых там, равно как и прочих мелочных детских игрушек и из глины вделанных, различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество, особенно же шариков, которыми не только малые, но и взрослые дети даже до сего времени имеют обыкновение производить некоторый род сражения [.. .] В древние времена может быть производилась тут и пляска под свист означенных дудок, от чего и могло сие место получить название Свистопляска. Впрочем, обыкновение собираться туда для празднования, кажется, год от году ослабевает не только между лучшими классами, которые совсем тут не участвуют, но и между простым народом». Является существенным замечание Баженова о простонародном характер.

Следующее описание свистопляски относится к 1838 году. Оно впервые дает возможность представить некоторые сюжеты игрушек. Автор заметки Е. Мухачев пишет: «Свистопляска относится к числу народных праздников города Вятки. В четвертую субботу после Пасхи жители этого города собираются на площадку подле Александровского сала куда заранее съезжаются торговки с куклами, шариками, свистульками особенного устройства. Все это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством: часто медведь походит па козла, не говоря уже о фигурках, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо ни одного существа, похожего на них, не найдете в природе. Мелочные торговцы раскидывают здесь свои балаганы и продают в них разные лакомства. Везде раздается свист, говор, все движется».

В 1856 году описание Свистопляски дают «Санкт-Петербургские ведомости в разделе внутренней корреспонденции. Здесь впервые упоминается слобода Дымково как место изготовления игрушек, продаваемых на Свистопляске. Важные подробности, содержащиеся в корреспонденции, вынуждают привести ее почти полностью:

«Вятка. 13 мая. — Вчера здесь был праздник, основанный па историческом предании, единственный в мире по своей оригинальности и названию - это Свистопляска. Праздник Свистопляски всякий житель Вятки может легко узнать. Действительно, после полудня поднимается свист в глиняные на манер уток и берестяные дудки и продолжается дня 3 кряду, вероятно, до тех пор, пока дети их не переломают совершенно. Но не одним этим ознаменовано празднование Свистопляски. Около часовни по берегу оврага устраиваются в 2 ряда балаганы, полные глиняных изделий слободы Дымково, что за рекою; они состоят из кукол и групп их такой формы, что очень легко принять лошадь за барана и медведя за свинью; о форме человека и говорить нечего, только издали и то детское воображение притом без претензий может довольствоваться ими. О виде же и говорить нечего много, каждая фигура или полосатая, или вся в мушках, преимущественно черных или красных. Произведений этого рода Дымково заготовляет огромное количество в зимнюю пору, а весною сплавляет их преимущественно в Вятскую и Оренбургскую губернии, так что в год примерно этих изделий вырабатывается на сумму до 2 тысяч рублей. Впрочем, в недавнее время, года три как показались балаганы с гипсовыми литыми изделиями; жаль только, что нет ни хороших бюстов, ни статуэток, и формы постоянно одни и те же. Для простого народа есть еще удовольствие: в Дымкове же приготовляется огромное количество глиняных шаров различных диаметров, начиная с вершка и менее, пустые внутри; их окрашивают или белой краской с крапинками черными и красными, или обмакивают в топленый вар (смолу) и продают не сотнями, а ведрами от 10 до 15 копеек за ведро. Эти-то шары охотники доборьбы и ссор между мальчиками, а иногда и взрослыми, бросают в овраг по скату, чтоб не ушибить кого, их ловят па перерыв стоящие внизу и по оврагу на откосе его, ссорятся и борются. Для такой же потехи бросают пряники и медные деньги. Прежде бывали всегда на этом празднике бои, но они благоразумными мерами правительства уничтожены. Праздник этот продолжается до глубокого вечера, пока дети не удовлетворятся игрушками, а большие не потратят всю мелочь на покупки. Впрочем, глиняные куклы не всегда бывают дешевы; некоторые из них, в особенности группы, раскрашенные красками с паленкою золота сусального, доходят по цене до рубля и более, простые же не дороже 10 и 15 копеек».