Дымковская игрушка

На рубеже 19-20 веков - Часть V

При большей определенности костюм персонажей, и здесь проявляется изобретательность в лепке и росписи деталей. Ярким примером может служить игрушка из собрания Государственного музея этнографии народов. Нарядная няня бережно и легко несет на руках мальчика и девочку.

Няня одета в оранжевое платье, отделанное по низу волнистыми фестонами, в каждом из которых блестит листик потали. Край белого передника также лепной, украшенный рядами зеленых и оранжевых горошин и рисованным черным кружевом. На голове няни зеленый кокошник. Каплями спускаются на плечи серьги, на шее бусы в виде ряда мелких точек. На лицах всей группы топкими черными линиями нарисованы брови «вразлет», глаза-точки, далеко отставленные друг от друга, три оранжевых кружка рта и румян. В цвете игрушка удивительно изысканна и гармонична. Оттенки красок неярки, но определенны. Более светлую одежду няни оттеняют темные и звучные синяя и зеленая краски платьев детей. Вся композиция, легкая, изящная, вылеплена словно на одном дыхании. Пластические ее достоинства выявляются не только в фас, но при круговом осмотре. Крепкая статная фигурка - подлинная миниатюрная скульптура.

Аналогичный тип передан и в другой, лишь побеленной фигурке, где няня касается руками голов детей, как бы легонько подталкивая своих барчуков вперед. Все няньки лишены чопорности и важности барынь - от них веет чистотой и гордым спокойствием.

Третьей сюжетной разновидностью больших игрушек были барышни «на ножках» - довольно распространенный образ в старой дымковской пластике. В купол колокола-ступки изнутри прилеплялись столбообразные ножки. Их укрепляли на небольшом плоском круглом основании и ставили параллельно, как бы носками внутрь. Вместе с гарантией устойчивости этот прием обогащал характеристику образа, передавая юношескую «косолапость», неуклюжесть и голенастость подростка.

Каждая фигурка барышни индивидуальна и в одежде, и в образной характеристике. Уникальными произведениями являются две игрушки из собрания Государственного музея этнографии народов СССР.

Одна из них изображает барышню или молодую даму с зонтиком в руке. Стройная, в юбке из трех воланов, спускающихся один на другой, с лепными фестонами по краю, в оранжевой кофте, зеленой шляпке с полями, она держит зонтик, точно закрывая его. Ножки ее в черных туфлях и сиреневых чулках стоят на синем основании. Поза естественна и грациозна. В колорите преобладают охристо-желтые, гороховые тона, необычность которых подчеркивают более яркие и определенные оранжевые и зеленые краски. Обилие потали обогащает красоту всего цветового решения. Лицо барышни нарисовано аккуратными короткими черными линиями. Оно кукольно и замкнуто, но в то же время миловидно.

Другая барышня, скорее девочка, образ подростка упрямого, решительного, ершистого. Она в короткой клетчатой торчащей сзади юбочке,оранжевой с зеленым воротником кофте и желтой шляпке с синими и оранжевыми цветами на полях. На ножках ее в характерном положении носками внутрь - черные сапожки и белые с лепными фестонами панталончики. Стоит она также на небольшом округлом основании. Лицо обрамлено черными волосами. Курносый бугорок-нос, острые точки-глаза и пологие брови придают ему выражение упорства, непокорности, детского самоутверждения. Несколько грубоватой, неровной фактурой глиняной поверхности, остротой и выразительностью образной характеристики, рисунком лица и тем же набором красок в росписи фигурка девочки аналогична барышне с зонтиком из Государственного музея этнографии народов СССР и выдает руку одного автора. Имени мы не знаем, но это была выдающаяся мастерица, обладавшая даром создания ярких типов-характеров и своеобразной манерой лепки и росписи. Ею исполнены еще несколько фигурок, находящихся ныне в собрании Государственного музея этнографии.

Из числа мужских персонажей в игрушках большого размера выделяется всадник на коне. Примером может служить экземпляр из коллекции Государственного Русского музея. Фигурка в военном френче с эполетами, полосатых штанах, черных сапогах и высокой шляпе крепко сидит па коне, держась за его гриву. В позе всадника запечатлена лихая удаль, он гарцует, застыв навечно в этом «движении в покое».

Уже в этом раннем произведении предстает образ, повторявшийся впоследствии многими поколениями мастериц. Если для барынь и кормилиц главная точка зрения была в фас, то для всадника, как и для большинства других изображений, включающих животных - в профиль. Традиционное для народного искусства умение выявить самые существенные черты образа наиболее характерной позой фигуры в дымковской игрушке находит яркое подтверждение. Изображение коня в профиль подчеркивает выгнутую шею, гордо вскинутую голову, высокие тонкие ноги, завитой хвост. Конь и всадник - воплощение удали и горделивости. В росписи игрушки сочетаются глубокая синяя, черная и серо-сиреневая краски, создающие довольно изысканную гамму.

Одинаковые краски росписи, размеры фигурок и особенности лепки голов и конуса-юбки выдают руку того же автора еще в двух игрушках из собрания Государственного Русского музея, все они, вероятно, исполнены одновременно. Это барышня с лентой на голове и косой, спускающейся на спину, и барыня в костюме для улицы. Одинаков у всех трех игрушек и прием изображения лиц - с чрезмерно длинной линией бровей, короткими полосками-глазами и кружками румян коричневатого цвета.