Дымковская игрушка

На рубеже 19-20 веков - Часть IV

К числу изделий высшего сорта относятся фигурки барынь, барышень, кормилиц с детьми и всадников. Как правило, женские персонажи изображены на прогулке или за беседой, в нарядной одежде, всегда привлекавшей внимание мастеров из народа. Они любовались ею и достаточно точно воспроизводили в игрушках. Платья, гладкие или с рядами лепных воланов, кофты в талию с воротниками-шалями и пышными рукавами, широкие, округлые или граненые, как бы в складку, юбки, капоры и шляпки с полями разных фасонов, зонтики и ридикюли, на мужчинах цилиндры и длинные пальто. Все эти непременные принадлежности одежды дымковских дам, барынь и кавалеров представляют варианты подлинного костюма, бального и уличного, бытовавшего с 1850-х по 1890-е годы. Сравнение с журналами мод показывает, что в игрушке оседали и наслаивались наблюдения над модой всего этого времени, и мастерицы интерпретировали и сочетали разные комплекты одежды соответственно своему вкусу и пристрастиям. Вместе с тем это обстоятельство может свидетельствовать в пользу того, что на протяжении именно XIX века сформировались типы игрушек, известные ныне как самые старые в музейных собраниях. Следует учитывать также, что столичная мода всегда с опозданием достигала провинции и подвергалась там местной интерпретации, особенно в произведениях народного искусства, где подлинное всегда дополнялось вымыслом. Поэтому при всей наблюдательности и подчас довольно точном воспроизведении определенного костюма, он не может служить аргументом для датировки игрушки. Так, в одежде «гуляющих кавалеров» оригинально воплотились типичные для мужского костюма 1860-х годов сюртук, вестои и цилиндр. В собрании Государственного музея этнографии пародов СССР есть фигурка конца XIX века, изображающая барыню с зонтиком в руках в костюме для улицы, характерном для середины века.

Конкретные предметы костюма находили множество вариантов претворения, придавали каждой игрушке своеобразие и яркую индивидуальность. Барыни и дамы всегда чопорны и надменны, они важно и с достоинством плывут, словно демонстрируя себя невидимой публике. Так, «Барыня с зонтиком» из собрания Государственного музея этнографии народов СССР вызывает в памяти образы пьес А. Н. Островского не только внешним обликом, но и самим типом, сочетающим экспрессию гротеска с кукольной комичностью. Они выражены в позе, гордо вскинутой голове в смешном капоре с цветами и лентами, в суровых красках одежды, в напряженном рисунке лица.

Характерные для народной глиняной игрушки статичность поз и фронтальная постановка фигуры нашли свое выражение и в дымковской пластике. Но в отличие от многих крестьянских центров, где главная фронтальная точка зрения не требовала пластической и живописной проработки всей игрушки целиком, а лишь спереди, и если это и делалось, то достаточно схематично, в Дымковекаждая, особенно дорогостоящая фигурка тщательно отделывалась со всех сторон. При всей условности пластики основного объема фигурки - колокола-ступки центр тяжести располагался не строго в его середине, а несколько сдвинутым таким образом, чтобы создать впечатление женского торса, движения складок пышной юбки. Это ощущение пластики женского тела, красоты и изящества фигуры с тонкой талией, подчеркнутой пышной юбкой, во многих игрушках передано с большим мастерством и выразительностью. В них лепка и роспись взаимно обогащают друг друга.

Немногочисленный по оттенкам набор неярких красок - палевых, сиреневых, серо-голубых, желтых, зеленых, синих - создает спокойную гармоничную палитру игрушек этого времени. В них нет самодовлеющего орнамента, узоры па одежде как бы следуют за реальными тканями - клетчатыми, «в горошек» и мелкие цветочки. И эти простейшие украшения в разных сочетаниях цвета, размеров, чередований друг с другом предстают в поразительном разнообразии. Роспись сочетается с раскраской, разрисовкой некоторых деталей, например, кружевных отделок, поверх цветового пятна черным контуром или штрихом.

Завершает образ лаконичный и точный рисунок лица, всегда передающий лишь главное - глаза, брови и три кружочка - рот и румяна. Но в этом общем каноне у каждой мастерицы были свои приемы, которые позволяют различать особенности их почерка.

В фигурках дам и барынь этого времени обильно использовалась золотистая поталь, дополняющая красивые сочетания красок мягким матовым блеском.

В рассматриваемой группе самых больших дымковских фигурок первое место по количеству принадлежит образам нянек-кормилиц с детьми. Статные и ладные, в белоснежных кофтах, пышных юбках в передниках с фестонами или лепными оборками, в кокошниках разных форм или шляпках, с уложенными в прическу волосами, они выделяются своей чистотой, аккуратностью, заботливым отношением к детям. Варианты композиций здесь достаточно разнообразны: один или двое малышей па руках няни, один на руках, а другой идет рядом, держась за руку, две девочки или мальчик и девочка под зонтиком или с игрушкой в руках.